Тяжелые психологические фильмы позволяют не только поменять свое мировоззрение, но и лучше понять происходящее с нами. В искусстве психологически сложного кино многое зависит от опыта режиссера. В этом случае такие понятия, как хороший режиссер и отличный психолог должны сочетаться в одном лице.
Такой талант присущ некоторым итальянским мастерам кино, одним из них в списке наиболее значимых в истории мирового кинематографа является Бернардо Бертолуччи. Этот человек не просто умеет и любит снимать психологическое кино, он способен донести до своего зрителя тонкие вещи, которые при обычном взгляде на них едва различимы. Скрытое от большинства Бертолуччи преподносит как некую нераскрытую историю, которую нужно разглядеть и прожить. Иногда она становится драмой, порой поэмой, но каждая из них имеет свой конец и начало.
Список самых тяжелых психологических фильмов Бернардо Бертолуччи можно начать с «Конформиста». В категории «Фильмы со смыслом» эта работа могла бы занять одно из первых строчек.
В современном искусстве тема конформизма часто показывается более прозаичными вещами, такими как нежелание менять собственное окружение в угоду избранным идеалам. «Конформист» Бертолуччи затрагивает не только личную жизнь главного героя, он изображает целую систему.
Именно итальянский фашизм с его неприкрытой ненавистью ко всем, кто соотносит свою жизнь с так называемыми ценностями рабочего класса (доброта, любовь к труду, семья и другие), является поводом для лейтмотива постепенного принятия обстоятельств главным героем. Начиная с детского возраста, в котором он пережил надругательство над собой, и заканчивая последним выстрелом в виде предательства своего слепого друга.
Другой фильм, который русские критики назвали одним из самых тяжелых в творчестве Бертолуччи, — «Двадцатый век». Это история борьбы с аристократией, не знающей меры в своих бесчинствах, устраивающей танцы на костях работяг, вынужденных бороться с системой вечного угнетения. Автор раскрывает тему экстремизма, с которым ведется борьба не на жизнь, а на смерть. Что весьма интересно, на главные роли были приглашены молодые Жерар Депардье и Роберт Де Ниро.
Известная своей скандальной историей появления в мировом кинопрокате картина «Последнее танго в Париже» входит в перечень самых тяжелых психологических фильмов прошлого века.
Секс в кино Бертолуччи
Жан-Поль Бельмондо в «Последнем танго…» сыграл, как это ни удивительно для актера, роль самого себя.
За некоторые сцены, позже признается Бельмондо, ему было стыдно, как никогда.
Это не фильм для подростков, пусть и многое взято автором Бертолуччи из детства и юности отдельных молодых людей.
В основе фильма лежат обычные человеческие истории. Актриса, играющая главную роль, с ее идеализацией мира и нового возлюбленного. Бельмондо, с его непробиваемым цинизмом и презрением к собственной жене, которую он никогда не простит, хоть бы она умерла.
Любовь в самых сложных ее проявлениях и расплата за нее в виде преступления лежит за гранями понимания итальянского кино ХХ века. Долгое время в кинопрокат «Последнее танго» не выходило именно по той причине, что сцены в фильме получились весьма содержательные и откровенные, к чему массовый зритель был не готов морально.
Секс в кино Бертолуччи откровенный настолько, насколько он способен со всей его животной сущностью. Некоторые сцены в фильме вызвали недоумение и порицание со стороны критиков. Долгое время велись споры об условной морализации в этом фильме. Но Бертолуччи не был бы так гениален, если бы не его яркая режиссерская бескомпромиссность.
Одна из сцен, где Бельмондо просит свою партнершу о неприемлемом для нее способе выразить свою сексуальность, вызвала осуждение. После этого отношения между самими партнерами по фильму Шнайдер и Бельмондо несколько изменились. Но что касается сцены со сливочным маслом и анальным совокуплением, то именно она послужила поводом к тому, чтобы фильм одержал скандальную известность. До того такие фрагменты нигде не показывались.
И эта история между мужчиной и женщиной, случайно оказавшимися в съемной квартире не зная имен друг друга, ставших любовниками, выходит за пределы понимания обычного кинематографа.
«Танго в Париже» оказалось в списке 10 самых великих картин, сделавших историю кино. Благодаря великолепной операторской работе и грамотно подобранным лекалам световая атмосфера передает чувства, открывая диафрагму кинокамеры, именно так, как того требует та или иная сцена.
Запретный плод сладок?
Среди психологических фильмов для подростков стоит выделить и последнюю работу режиссера «Lo e te». Современное кино слишком жестоко раскрывает суть происходящих в обществе процессов. Несовершенство социума и незащищенность молодежи от влияния такой окружающей среды бескомпромиссно внедряет молодых людей в свои рамки, лишая выбора средств.
Девиантные расстройства, увлеченность наркотиками и невротическая привязанность героини к мужчинам приводит к тому, что она вынуждена спать за деньги. В то время как могла бы учиться, жить и строить свою жизнь совсем иными способами. Немалую роль в создании образа героини сыграло и ее неблагополучное прошлое, ссоры с родителями, непонимание.
Но сам Бертолуччи дает шанс понять, что может быть лучше, иначе. Воспользуются ли его герои этой данной возможностью? Может быть, в рамках самого сценария фильма и да.
Главный лейтмотив в большинстве кинокартин итальянского режиссера Бертолуччи — это свобода выбора своей жизни и запрет на запреты. Но эта ассоциативная вседозволенность скорее условна. Как и в жизни, за главным героем всегда остается право выбора: воспользоваться этой свободой или нет.