Речь человека начинает формироваться с самого рождения, когда у младенца есть возможность только слушать и воспринимать отдельные звуки. Какая бывает речь? Нужно ли воспитывать у ребенка умение общаться, и на какие моменты важно обращать внимание?
Слушать порой сложнее, чем говорить
Красивая и правильная речь — признак социализации современного человека. Когда человек досконально владеет языком, это характеризует его как образованного индивидуума. Несмотря на то, что сегодня грамотное употребление слов — обязательный навык, необходимо определить, для чего нужно уметь правильно изъясняться:
- Устная речь дает возможность обмениться эмоциями, чувствами, важной информацией.
- Благодаря умению формулировать свои мысли и произносить слова, человечество накапливает и передает важнейшую информацию на протяжении сотен лет.
- Знание языка дает колоссальные возможности достичь своей цели в любой сфере.
- Умение правильно формулировать свои мысли в некоторых случаях может дать человеку уникальный шанс изменить мнение других людей, призвать их к определенным действиям, повлиять на их чувства и поступки.
Существует две формы речи — устная и письменная. Устную форму разделяют на слушание и говорение. В каждом из этих направлений нужно уметь общаться. Слушание — тонкий процесс, когда человек видит, насколько искренний интерес в глазах его собеседника. Говорить также нелегко. Порой у нас в мыслях речь льется связным потоком красивых и умных слов, но в результате мысль не сформулируется. Это говорит о том, что всему нужно учиться — и говорить, и слушать.
Умение говорить — важная ценность
Устная речь может быть представлена в форме диалога или монолога.
Диалог — это общение не только двух, но и более людей, а монолог — это высказывание одного лица.
Речь бывает:
- Верная, правильная, четко сформулированная, без ошибок.
- Некорректная — малограмотная, которая включает множество языковых ошибок, слов-паразитов.
Письменная речь не менее, а в некоторых случаях даже более важна, чем устная. Умение красиво и, главное, грамотно писать — это уже показатель образованности человека. Однако учить правила и писать слова человек начинает значительно позже, чем говорить. Поэтому в первую очередь важно заложить в ребенке умение правильно говорить. В будущем именно неумение может сыграть с человеком злую шутку и представить его не в лучшем свете.
Психологи отмечают, что ребенок до 3 лет, у которого наблюдаются сложности с работой речевых органов, в старшем возрасте столкнется с проблемами в обучении. В частности, он будет отставать от сверстников в письме, у него будет хуже формироваться почерк, он позже начнет читать.
Какой бывает речь, когда у ребенка есть проблемы в работе речевых органов:
- Речь характеризуется наличием шипящих звуков, малыш картавит, не может четко проговорить слово.
- Недоговаривает окончания в словах.
- Меняет звуки в слове местами.
- Скудный словарный запас, слова постоянно повторяются.
- Не может связывать слова в предложения.
- Нарушается темп речи — появляется заикание, замедленный темп.
Если у ребенка в 2-3 года обнаружены подобные симптомы, родители должны обратиться к логопеду. Специалист познакомится с ребенком, послушает его и посоветует родителям, что делать дальше в домашних условиях. О том, нужно ли лечить ребенка или приводить его на специальные занятия, можно говорить между третьим и четвертым годом жизни — этот период особенно хорошо подходит для формирования речевой нагрузки.
Читайте скороговорки нараспев
Чтобы малыш лучше развивался и больше говорил, родители могут применять такие рекомендации:
- Читать ребенку больше книг вслух.
- Взять за правило — учить по одному простому стихотворению в месяц.
- Вводить в словарный запас сложные слова, например, трактор экскаватор.
- Не заменять живое общение просмотром телевизора или мультфильмов.
Еще одна причина — наследственный фактор. Бывает, что нормальная речь у ребенка формируется ближе к 5 годам, и это не зависит от внешних факторов. Но если заниматься с ребенком, у него обязательно останется эта информация на подсознании. Просто выложит он ее в сформированных предложениях позже.
Не нужно полагаться на волю случая. С ребенком нужно заниматься, и тогда он обязательно порадует родителей правильной яркой речью.
Нередко проблемы с общением могут преследовать и взрослых людей. Здесь может сказываться образ жизни, малообщительный характер, проблемы с речевым аппаратом. Иногда людям сложно сформулировать полноценную яркую фразу вслух. Для того чтобы научиться это делать, специалисты по развитию речи советуют попробовать выполнять следующие упражнения:
- Вспомните книгу, которую недавно прочитали, ее название. Сформулируйте сюжет книги в пяти предложениях. Запишите их. Постепенно уберите по одному ненужному предложению так, чтобы осталось одно основное. Его можно отредактировать. Это упражнение учит емко и коротко излагать свои мысли.
- Читайте стихи вслух и с выражением. Можно смотреть при этом на себя в зеркало. Это упражнение очень хорошо учит формулировать мысли.
- Когда читаете любимую книгу, старайтесь несколько абзацев прочитывать вслух.
- Читайте скороговорки, но только медленно и нараспев. Это даст умение общаться медленно и не глотать слова.
- Разгадывайте кроссворды. Это тренирует эрудицию и память.
Чтобы прослыть образованным человеком, необязательно знать иностранный язык, иногда следует сначала идеально разобраться с родной речью.