Теории развития коллектива

Развитие коллектива

Какие существуют стадии развития коллектива? Есть 2 общераспространенных толкования понятия «коллектив»:

  1. Это любая организованная группа людей.
  2. В педагогической среде — это объединение учеников, отличающихся каким-либо важным признаком.

Сам термин происходит от лат. collectivus , что означает «собирательный».

Общие сведения

Выбор лидера в коллективе

У любого коллектива, общественности, большой группы людей есть социальная цель. Она есть у покупателей в супермаркете или у подростков, создавших закрытый клуб любителей покурить в подъезде. Имеет значение, на что эта цель направлена. Цель такой группы должна совпадать с общественными целями и не противоречить закону. Эти объединения происходят для того, чтобы быстрее достичь собственных целей и задач, при этом каждый в группе вносит свой вклад и помогает себе и другим. Уровень личной ответственности и морального единения в коллективе очень высок.

Отношения в группе демократические, а лидеров выбирают по авторитетности, открыто, путем голосования большинства. Психологическая атмосфера сплоченная, взаимопонимание на высоком уровне, имеет место взаимопомощь и здоровая критика — именно в этом отличие коллектива от формально образованной группы людей.

У такой группы, как школьники, есть свои особенности.

Активность - залог успеха коллектива

Отношения к труду и деятельности в коллективе соотносятся с мотивацией: каждый знает, что он делает и зачем. В состав школы в рамках ее официальной структуры входят коллективы классов, где деятельностью является учеба. В классе формируется разветвленная сеть взаимоотношений. Ученики класса — это группа, объединенная одной социально значимой целью, имеющая возможность выбрать лидера и особенно сплоченная, связанная общей ответственностью, где в некотором смысле каждый член группы зависит от других.

О теории коллектива и стадии его развития много писал известный отечественный деятель А.С. Макаренко. Закон жизни групп и обществ заключается в движении. Если оно есть, то коллектив живет, если движения нет, то он умирает. Согласно его теории, принципами развития классного коллектива являются гласность, ответственная зависимость, перспектива и параллельное движение.

Стадии коллектива по Макаренко

Стадии коллектива по Макаренко

  1. На первоначальной стадии происходит базовое сплочение. С группой учеников работает педагог, который хочет воспитать из собранных детей коллектив, чтобы установить определенные взаимоотношения, привить им чувство ответственности и стремление к единой цели. Педагог является организатором и лидером, он устанавливает основные задачи, а ученики их выполняют. Этап завершается, когда слияние на основе общей цели, деятельности и организации произошло.
  2. Вторая ступень характеризуется усилением влияния учеников. Они не только выполняют требования педагога, но и начинают предъявлять их друг к другу, понимая, что те или иные поступки могут помешать успешному достижению общей цели. Выделяются активисты, которые помогают педагогу в его воспитательной работе. На этой стадии структура коллектива выравнивается, он существует как общее целое, в нем начинают происходить свои процессы, вроде самоорганизации. Появляются первые требования и понимание, что их необходимо соблюдать. Таким образом, коллектив внутри себя начинает воспитывать личность. Первый и второй уровни развития детского коллектива крайне сложны, задача педагога состоит в правильной оценке возможностей группы учеников и максимальном использовании ресурсов, которые коллектив вырабатывает. В нем могут быть как отстающие ученики, так и преуспевающие. Педагог регулирует ситуацию.
  3. На третьей стадии по Макаренко начинается расцвет. Участники коллектива больше требуют от себя, от других, воспитывают и оказывают влияние друг на друга. Суждения становятся более обоснованными, уверенными, привычки закрепляются. Все этапы развития детского коллектива важны и должны контролироваться опытным специалистом. На этой ступени происходит формирование личности.

Макаренко уточнял, что стадии развития коллектива не имеют четких границ. Некоторые педагоги расширяют ступени до четвертой и пятой.

 

Интересны для отдельного рассмотрения стадии развития коллектива по Лутошкину, которые называются «От песчаной росписи к горящему факелу». Так образно были названы Лутошкиным стадии развития коллектива.

Перспектива и личность

Существует близкая, средняя и дальняя перспектива.

Классификация перспектив

  1. К близкой можно отнести совместный поход в зоопарк, когда все чувствуют приближающуюся радость, совместно переживаемую.
  2. Средняя перспектива диктует правила: чтобы в будущем заслужить победу или завершить проект, нужно приложить усилия. Это может быть творческий конкурс, растянутый по времени.
  3. Дальняя перспектива — это окончание школы.

Систему перспектив нужно тщательно выстраивать, это задача педагога.

На неуспевающих школьников, как правило, учитель не может оказать такого же сильного влияния, как другие ученики. Выдвинуть требование к отстающему можно через воздействие коллектива — это принцип параллельного действия. Но делать это нужно умело. Нельзя наказать за одного неуспевающего члена группы всю группу. Такое решение может привести к негативным последствиям, если ученики решат наказать самостоятельно или грубо осудить того, кто провинился и из-за кого все понесли наказание.

Долгое время считалось, что личность полностью подчиняется коллективу и никак не влияет на него. Однако это не совсем так.

Все школьники разные, они приходят в коллектив уже почти сформированными личностями, школьная работа только обтачивает «камень» — тот социальный опыт, который имеется.

Сосуществование в коллективе

Иногда этот опыт не соответствует тому, что ученик видит в сложившемся коллективе. Тогда он либо перестраивается под влиянием окружения, либо начинает противоборство, а столкновение убеждений может привести к конфликтам. Независимо от характера или типа личности каждый участник коллектива хочет занять в нем какое-то определенное место. Всем нужно самоутвердиться в той или иной степени, но не всем это успешно удается. Не всегда выходит преодолеть природную застенчивость, неумение выразить грамотно свою мысль, некоторые скрывают свои истинные эмоции, становятся зажатыми.

Взаимоотношения личности и коллектива могут находиться в одной из 3 форм, согласно утверждению Макаренко:

  1. Личность подчиняется коллективу.
  2. Личность и коллектив находятся в гармонии.
  3. Личность подчиняет себе коллектив.

У этих форм есть различные нюансы, но суть одна.

Довольно распространена такая форма взаимоотношений, как сосуществование. Ученики посещают школу, придерживаются установленных правил, не нарушают ход процесса, но не имеют вовлеченности и общих целей, т.е. не являются коллективом, а лишь группой.

Педагог в обществе

Педагог в обществе

В коллективе важны традиции, они помогают почувствовать общность и укрепляют связи. Под традициями понимается устойчивая форма коллективной жизни, наполненная эмоциями и ритуалами, они вносят разнообразие в повседневную жизнь и служат воспитательной цели. К большим традициям можно отнести праздники, которые готовят ученики, спектакли, выступления. К маленьким традициям относится, например, дежурство после занятий, когда несколько учеников остаются в классе, чтобы помыть доску или собрать учебники. Стадии и уровни развития группы формируют количество и качество традиций.

Выбор цели, которая может объединить учащихся, Макаренко ставил превыше всего. Он говорил, что стимулом человека является завтрашняя радость. Когда цель ясна и прозрачна, она способна больше простимулировать этапы и уровни развития детского коллектива.

Управление коллективом не похоже на стихийное событие. Коллектив управляем, и результат зависит от качеств и профессионализма педагога. Управление заключается в оценке стадии развития и использования ресурсов в соответствии с возможностями. Для успешной педагогической деятельности нужно найти баланс между направленным руководством и инициативой учеников.

Работающие с детьми на любой стадии развития детского коллектива педагоги должны постоянно синхронизироваться с ними. Нужно не подавлять, а сотрудничать. Согласно педагогической теории, совершая шаг, следует внимательно пронаблюдать реакцию группы. Даже если методика успешно срабатывала ранее, это не гарантирует успех у нынешней группы. Важно правильно оценить состояние коллектива и не ставить непосильные задачи.

Все задачи и поручения должны соответствовать интересам и желаниям ученика. При неадекватности выполняемой им роли может возникнуть противоречие. Следует исходить из индивидуальности ученика, участие в инновационном процессе должно соответствовать его личности. Благоприятное или неблагоприятное положение ученики занимают сразу, и эта роль меняется в процессе обучения крайне редко. Для детей как коллектива личность педагога очень важна.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся