Конструктивная критика для эффективной коммуникации

Правила конструктивной критики, с одной стороны, помогают избежать разногласий в общении, протеста со стороны собеседника, а порой и конфликтных ситуаций. С другой же стороны, конструктивная критика может помочь, не нанося обиды человеку и не унижая его достоинства, указать на его ошибки.

Постулаты конструктивной критики

Критика — вещь неприятная любому человеку. Кто-то воспринимает ее нормально, а кого-то она ранит до глубины души. Тем не менее, каждый человек может ошибиться, а значит, и критики в общении избежать не получится ни у кого. Критика неизбежна. Но вполне можно избежать неприятных ситуаций, когда критикующий ранит, обижает и унижает человека, допустившего ошибку или просто сделавшего что-то не так. Кроме конфликтной ситуации и демотивации такое отношение, как правило, ни к чему не приводит. Критиковать тоже нужно уметь правильно. Конструктивная критика тем и отличается, что внимание в ней акцентируется не собственно на проступке или ошибке человека, а на пути, как это исправить и сделать еще лучше. Человек, применяющий на практике правила конструктивной критики, помнит о том, что:

  • каждый может ошибиться и имеет на это право;
  • любую ошибку можно исправить;
  • у каждого человека есть достоинство, унижать которое не вправе никто;
  • критикуя, не стоит забывать о такте и вежливости.

Кроме того, когда ошибка уже допущена, нет смысла снова и снова возвращаться к неприятному эпизоду и только зря тратить на него время. Вместо того, чтобы вновь и вновь прокручивать ситуацию и «тыкать носом» человека в ошибку, лучше не терять время зря и подумать, как все исправить.

Однако, самое первое правило гласит: никогда не критиковать человека прилюдно.

Хвалить нужно при коллегах, одноклассниках и т.д., а порицать — только с глазу на глаз. Но во многих коллективах все еще принята такая неприемлемая традиция — критиковать подчиненного при всех коллегах. И чем больше человек начинает оправдываться и извиняться, тем больше на него «наседают». Причем в таких организациях нередко все заканчивается тем, что критикуют «виновного» всем коллективом. Это в корне неправильный подход, который ведет только к деструкции.

Как критиковать корректно

Итак, существуют основные правила конструктивной критики, которые должен знать и применять на практике каждый руководитель, да и любой человек в общении с другими людьми. Вот эти правила:

  1. Критика — это не обвинение. Целью критики должно быть не обвинение человека. Конечная цель — указать человеку на ошибку и вместе с тем найти путь ее исправления.
  2. Конструктивность. Абсолютно недопустимы оскорбления, унижения и пр. Их нужно заменить позитивными конструкциями. Многое зависит и от интонации критикующего. Доброжелательный, спокойный, но вместе с тем твердый тон — идеальное сочетание.
  3. Дать человеку высказаться. Критика не должна превратиться в игру в одни ворота. Критикуемый имеет право выразить свою точку зрения, объяснить, почему произошла данная ситуация. Конструктивный диалог — залог успешного выхода из положения.
  4. Не использовать аргументы. В данном случае речь идет, например, о таких фразах: «А вас ведь предупреждали!», «Вам же говорили!» и т. д.
  5. Начинать с позитива. Если предстоит критика, лучше начать не с нее, а с похвалы критикуемого. Это настроит собеседника на позитивный лад и снизит напряжение. Также правильным будет начать разговор не с предмета критики, а с темы, по которой у обоих собеседников сходятся мнения.
  6. Косвенная критика. Отличный прием, чтобы не задеть самолюбие человека, — это критиковать не напрямую, а косвенно. Например, можно вспомнить похожую ситуацию из своего личного опыта.

 

И еще одно важнейшее правило: критиковать нужно не самого человека, а поступок, который привел к проблемной ситуации. Абсолютно недопустимо переходить на личности.

Другие правила конструктивной критики

Психологи и конфликтологи предлагают еще несколько рекомендаций по конструктивной и эффективной критике. Вот они:

  1. Обсуждать. Далеко не всегда критикуемый признает свою ошибку и отстаивает свою точку зрения. Во-первых, ему нужно дать возможность высказать свою позицию. Во-вторых, критикующему лучше высказывать свою позицию в форме обсуждения и не навязывать ее. Например, можно сказать так: «Отношусь к этому вопросу так, а ты?».
  2. Рикошет. Это такой тип критики, при котором критикуются поступки какого-то абстрактного человека, а не напрямую критикуемого. Например, можно вспомнить или придумать человека, который так же когда-то сделал что-то аналогичное, что привело к проблеме, например, на работе.
  3. Умение сначала признать свои ошибки. Если имеет место и ошибка со стороны критикующего, то он должен быть готов быстро и безоговорочно признать ее.
  4. Самокритика. Хороший способ начать неприятный диалог — это начать его с самокритики, то есть признать и свои промахи. Это в разы снизит риск, что будет унижено самолюбие критикуемого. Например, можно вспомнить похожую историю из личного опыта, когда пришлось выслушивать недовольного шефа.
  5. Дать шанс. Во-первых, не нужно из ошибки делать трагедию. Нужно исходить из того, что исправить нельзя единственную ситуацию — смерть человека. Из других ситуаций всегда можно найти выход. Поэтому, не стоит давить на критикуемого, вызывая в нем чувство вины, страха и манипулируя им. Напротив, лучше вместе найти выход из положения и дать человеку шанс реабилитироваться.

Кроме того, нужно брать во внимание и психологическое состояние человека. Если человек ранимый, неуверенный в себе, остро переживает промахи, с ним нужно быть еще более тактичным и корректным.

В случае, если участников в сложившейся ситуации несколько, нужно учитывать следующий момент. Чем более взволнованы люди, чем больше их поведением руководят эмоции, тем менее они способны на логическое мышление. В таком случае лучше дождаться, пока все придут в себя, успокоятся и смогут вести нормальный и спокойный диалог, а не кричать, доказывая свою правоту или невиновность.

Как реагировать на критику

Критика еще никому не была приятна. Но очень важно не только правильно критиковать, но и адекватно реагировать на критику. Это такое же искусство, как и корректная критика. Итак, какие можно дать рекомендации в этом случае? Психологи советуют следующее:

  1. Признать ошибку. Как бы ни была неприятна критика, но нужно постараться отбросить личные амбиции, самолюбие и прочее и признать факт ошибки.
  2. Адекватно реагировать. Не стоит оправдываться. Это выглядит жалко и не приводит к результату. Лучше открыто и вслух признать ошибку и свое сожаление по этому поводу. И после этого предложить варианты выхода из ситуации. Если идей нет, прямо попросить помощи.
  3. Извлечь опыт. В будущем постараться не делать таких поступков, которые впоследствии приводят к проблемам.

Правила конструктивной критики «работают» в любом случае, начиная от серьезного проступка, совершенного ребенком, и заканчивая ошибкой, допущенной сотрудником в работе.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся