Формы и виды терапии искусством

Польза арт терапии

Арт-терапия — упражнения, в основе которых лежит творческий процесс. Это направление в психотерапии, основанное на искусстве. Упражнения выступают инструментом исследования событий, чувств, идей, поднятия уверенности в себе, своих силах и в конечном итоге сотворения нового образа своей личности. Это эффективный способ познания и решения внутренних проблем человека. Ценность искусства в том, что люди на уровне символов могут выразить и изучить самые разнообразные эмоции и чувства: страх, ненависть, радость, любовь, отчаяние и другие.

Влияние арт-терапии на здоровье человека

Практические упражнения являются основой направления. Выполняя их, пациент находит решения вопросов, которые его волнуют, побеждает страх или справляется с другими внутренними проблемами. Проводится работа в виде индивидуальных и групповых занятий. Заранее подбираются карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги и другой необходимый инвентарь. Все это раскладывается на столах в помещении, где будет проходить занятие.

Терапия упражнения объясняется убеждением, что внутренние переживания человека всегда передаются в зрительных образах при рисовании, написании картины, ваянии скульптуры. В результате происходит гармонизация личности, улучшение состояния психики.

Показаниями для проведения терапии искусством могут быть: стресс, негативное настроение, депрессия, эмоциональные проблемы. Эффективны упражнения и в отношении чувства одиночества, конфликтов в семье, повышенной тревожности, страхов, низкой самооценки.

Задачи терапии

Можно выделить следующие задачи:

  1. Установление контакта с окружающими людьми.
  2. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.
  3. Создание условий для безопасного выхода агрессии и других негативных чувств.
  4. Работа с подавляемыми мыслями и эмоциями.
  5. Развитие самоконтроля.
  6. Развитие творческих способностей.
  7. Повышение самооценки.

Стресс - показание для арт-терапииОтсутствие противопоказаний и доступность методов дают возможность использовать терапию искусством людям любого возраста и при любом состоянии здоровья. Ею успешно занимаются дети и взрослые. Особенно заметные результаты дает арт-терапия для детей дошкольного возраста.

Для применения методов терапии искусством в работе с детьми дошкольного возраста главные условия — понятность, привлекательность, доступность средств и безопасность. Занятия проводятся индивидуально или в группе.

Упражнения для дошкольников

Следующие простые задания обязательно понравятся детям:

  1. Каракули — самое простое задание, для которого нужны карандаш и бумага. Малыш свободно рисует линии, фигуры, штрихи, не задумываясь о результате. После этого взрослый просит дошкольника разглядеть в рисунке и описать какой-нибудь образ. В процессе работы уже сознательно можно дорисовывать, выделять, заштриховывать отдельные части рисунка.
  2. Монотипия — рисование акварелью или гуашью на гладком листе, плохо впитывающем краску. Дети хаотично наносят линии или пятна. На поверхность сразу накладывается лист бумаги, где рисунок выходит отпечатанным в зеркальном отражении. Дошкольников просят рассмотреть, что получилось, какой образ они видят, что можно дорисовать.
  3. Песочная терапия — самое любимое дошкольниками упражнение. Основное оборудование — песочница или ящик с песком. Дети строят из песка фигуры и замки, рисуют мокрым или сухим песком. В результате таких игровых заданий у ребенка развиваются тактильные ощущения, повышается самооценка, улучшаются отношения со сверстниками и взрослыми.

МонотипияПо мере взросления ребенка изменяются задачи, которые решают арт-терапевтические методы. Для родителей подростков актуальной становится проблема внутриличностного конфликта. Показателями такого состояния являются психоэмоциональное напряжение и снижение самооценки у детей.

С подростками эффективна групповая работа в виде тренинга.

Именно выполнение заданий в группе помогает налаживанию межличностного общения, прививает навыки взаимодействия со сверстниками, способствует социально приемлемому самовыражению.

Групповые упражнения для подростков

Можно назвать некоторые из них:

  1. Сотворение мира. Участники придумывают свой мир (государство, королевство, страну) и рисуют его на листе бумаги. После этого проводится презентация подготовленных миров. Нужно рассказать, кто населяет страну, чем занимается народ страны, каковы культурные традиции, законы и т. д. Одновременно создаются флаг и герб государства с использованием фломастеров и цветной бумаги.
  2. Настроение. Подростки рисуют свое настроение, соответствующее данной минуте (здесь и сейчас). Если кто-то из детей изображает плохое настроение, ведущий предлагает на другом листе нарисовать то, что могло бы его улучшить. Далее идет совместное обсуждение и нахождение общих и отличительных черт во всех рисунках.
  3. Мое любимое животное. Каждый участник изображает себя в виде своего любимого животного. Если любимое животное подростка собака, он представляет, как бы мог выглядеть, если бы был собакой и переносит изображение на бумагу. Готовые рисунки демонстрируются всем участникам.

Взрослые тоже могут испытать на себе отличный расслабляющий эффект описанных выше упражнений.

Это прекрасный способ сбросить свои эмоциональные переживания на лист бумаги. И степень владения изобразительными навыками здесь не имеет никакого значения. Важен процесс, эмоции, чувства.

Возможность творческого самовыражения позволяет расширить границы мышления, убрать внутреннюю зажатость. Можно устраивать арт-терапевтические занятия для всей семьи.

Такие вечера творчества надолго запомнятся всем членам семьи, улучшат взаимопонимание и психологическую атмосферу в доме.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся