В чем заключается эмпатическое общение?

Эмпатическое слушание собеседника

Что такое эмпатическое слушание? Такой тип слушания предполагает баланс между осознанием факта и сопереживанием, вы осознаете причину, по которой произошел инцидент и выражаете по этому поводу эмоции, солидарные с собеседником, это становится возможным при возникновении эмоциональной связи. Люди называют возможность проявить элементы эмпатического общения чуткостью и добротой. Другие виды слушания таких приятных характеристик не удостаиваются.

Активный вид

Эмпатическое слушание является активным видом, к этому процессу привлечены отношение и чувство. Такой тип поведения характерен больше для женщин, поэтому его иногда называют женским слушанием. Похожее выражение, применимое к такому процессу, звучит как принимать близко к сердцу. Когда вы упрекаете кого-либо в том, что он принимает все близко к сердцу, вы имеете в виду эмпатическое слушание и его результат как воздействие на настроение.

Часто можно услышать разговоры девушек друг с другом с обильным употреблением фраз: «Как тебя понимаю!», «Наверное, ты очень расстроилась, когда это случилось», «Догадываюсь, что ты чувствовала в тот момент», «Если бы была рядом, то помогла». Испытывая к собеседнику чувство заботы и нежности, вы разговариваете с ним совсем не так, как делали бы это с чужим человеком. Другие виды слушания задействуют иные приемы.

Эмпатическое общение эффективно работает при общении с девушками или мужчинами, которые подвержены влиянию чувств эмоций, не могут совладать с собой. Такое общение помогает снять зажим, пробиться сквозь стену обиды или недоверия. Если вы приходите с работы домой и видите вашего партнера на диване в неважном настроении, то можно использовать модель разговора, основанную на эмпатии, на выражении своих эмоций по поводу того, что вы видите.

Говорите с собеседником мягко и констатируйте факт того, что у него плохое настроение, при этом вы видите это и думаете, что это связано с вами. Если вам известна причина плохого настроения, озвучьте ее сами, не дожидаясь гневных нападок со стороны собеседника. Скажите о том, что видите перед собой, как ребенок, который описывает находящиеся в песочнице игрушки. Если причина все же неизвестна, озвучьте факт того, что вы хотели бы узнать ее, потому что сопереживаете.

Воспитание детей

Эмпатическое слушание благоприятно скажется на воспитании детей.

Для них это отличный способ понять свои чувства, рассказав и описав их, их становится легче выразить, а для взрослых это метод нахождения контакта. С детьми делать это гораздо сложнее, чем взрослым друг с другом, потому что приходится находить трактовки и пояснения к невнятным выражениям, в которых больше эмоций, чем информации.

Представьте себе ситуацию, когда вы забираете первоклассника из школы. Он хмурится и говорит, что вы плохая мама и не нужно было за ним приходить в школу. Вы в ужасе начинаете перебирать мысли в голове, почему вас назвали плохой и почему он так выразился. Но означает ли произнесенное ребенком именно ту информацию, которую он проговорил вслух?

Вероятно, после занятий он планировал поиграть с одноклассниками во дворе школы или наблюдал интересное для него событие, от которого вы его отвлекли, позвав домой. Вместо того чтобы обижаться на ребенка, включите эмпатическое общение, заявите, что вы действительно пришли внезапно и прервали его игру или активное наблюдение. Постарайтесь угадать, что же произошло в школе на самом деле и озвучить это понимающим тоном. В результате ребенок переключится на рассказ об одноклассниках, об уроках, игре или том самом событии.

Важным в эмпатическом слушании является чувствование и грамотный парафраз. Отражайте эмоции собеседника. Эмпатическое слушание при всей его кажущейся простоте не является легким в исполнении и требует рационального мышления, опыта и мудрости. Многое из того, что названо чувствами на самом деле является интеллектуальной конструкцией, а для ее создания требуются определенные качества и опыт.

Психология

Можно ли развить нерефлексивное слушание? Можно, если пойти по пути вдумчивости в услышанное и освоить некоторые знаки слушания.

Не забывайте, все хорошего должно быть в меру, даже самый хороший метод может перенасытить ваше активное общение и перестать действовать или приведет к обратному эффекту, что гораздо хуже. Другие виды слушания тоже лучше дозировать.

Психологи в своей работе зачастую массово пользуются приемом эмпатического слушания, а также учат родителей подобному приему для работы со своими детьми.

Но нерефлексивное общение не подойдет как активное для деловой среды.

Предложить партнерам по бизнесу разговаривать о конфликте через эмоции и сопереживания не представляется возможным — это не сработает. Иногда в нужной обстановке и при условии включенности собеседника можно задействовать приемы эмпатического общения как дополнительные и закрепляющие.

 

Самый легкий способ справиться с обидой у взрослого или ребенка — это привлечь к эмпатическому общению.

Демонстрируя этот прием, вы показываете, что не возражаете против негативных эмоций, поддерживаете их возникновение в связи со сложившейся ситуацией и выражаете сопереживание, что ему пришлось пережить такое из-за вас. Результатом использования приема может стать продолжение обиды, но в значительно меньшей концентрации, либо переход к эмпатическому диалогу и затем примирению.

Не стоит использовать этот метод постоянно, приемы для психотерапии не всегда можно применять в общении с близкими людьми. Оставьте эмпатическое слушание как экстренное решение. Еще один важный момент.

К проявлению эмпати можно приучить, и тогда это станет нормой в вашем общении с ребенком или партнером. Он будет считать, что активное поведение, где он злится и ждет от вас первого шага к проявлению сочувствия, абсолютно нормально. Не упустите это из вида.

Практические рекомендации

Простые правила эмпатического слушания помогут вам в работе. Прежде всего, начиная диалог, освободитесь от внутренних переживаний и проблем, отложите их на другое время, сейчас вы настроены концентрироваться на собеседнике, поймайте его волну. Отражайте точно эмоции собеседника, не допуская вариаций, чтобы эмпатия была достоверной.

Не допустите ситуации, когда вас обвинят в неверной трактовке трудного состояния. Не интерпретируйте факты произошедшей ситуации и не давайте оценку чьему-либо поведению, ваша задача только сконцентрироваться на эмоциях и отразить их, отзеркалить.

Выдерживайте паузы, дайте собеседнику проявить всю гамму чувств, осознать ее и преподнести вам, это нерефлексивное слушание.

Проговорите методы про себя перед началом разговора.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся