Подчинение более авторитетному человеку — важная составляющая жизни людей, изучить структуру этого явления позволил эксперимент Милгрэма. Исследование получило свое название по имени руководителя исследования. Стэнли Милгрэм разработал структуру эксперимента, позволяющего изучить механизм действия психологического принуждения.
Предпосылкой для проведения исследования Стэнли Милгрэма был суд над одним из преступников, Адольфом Эйхманом. Нацисты уничтожили множество невинных людей. Ученый хотел дать ответ на вопрос: сколько страданий одни люди могут причинить другим, если это входит в круг служебных обязанностей?
Целью исследования было показать опасность такого явления, как повинуемость, когда подчиненный не способен воспротивиться приказу начальника, даже если этот приказ не вписывается в рамки моральных норм.
Первоначально эксперимент Милгрэма было решено проводить в двух странах: сначала в Америке, а затем в Германии, где, по мнению ученого, люди наиболее склонны к повиновению. Но первые же результаты показали, что уровень повиновения даже в Америке очень высок, а потому в поездке в Германию нет никакой необходимости.
В дальнейшем эксперимент проводили не только в Германии, но и в иных странах (Испания, Иордания, Италия, Австрия, Голландия), и результаты изыскания мало отличались от результатов исследования в США.
Классический вариант исследования
Опыт Стэнли Милгрэма был представлен испытуемым как изучение влияния боли на способность к запоминанию информации. В эксперименте принимали участие профессиональный актер, изображавший одного из испытуемых, и ученый. «Испытуемый» (которого изображал актер) должен запомнить много ассоциативных пар слов. Второй испытуемый должен был проверять его. Если первый испытуемый совершал ошибку, второй должен был его наказать электрическим разрядом, мощность при этом с каждой ошибкой повышалась на 15 Вт.
Далее распределяли роли «ученика» и «учителя» путем «жеребьевки» так, чтобы испытуемый всегда играл роль «учителя», а актер — роль «ученика». После этого «ученика» усаживали на его место — стул с электродами, а испытуемый получал пробный удар током. Потом его переводили в другое помещение, где находится специальный прибор. На нем есть переключатели мощности от 15 до 450 Вт, с шагом 15 Вт. Каждый выключатель снабжен подписью от «Слабый удар» до «Едва переносимый удар».
На панели указан производитель и надпись о назначении. Таким образом было создано впечатление, что прибор подлинный.
Экспериментатор объясняет, что от каждого выключателя ученику будет проводиться ток выбранной мощности. Нажать на каждый выключатель можно только 1 раз.
Затем учитель начинает зачитывать пары слов, которые ученик должен запоминать. Затем зачитывает первое слово и дает 4 варианта правильного ответа. Ответ ученика выводится на табло в комнате учителя.
Если ученик ответил неправильно, учитель говорит об этом ученику, сообщает, удар под каким напряжением он получит, а затем приводит в действие выключатель. После того как ученик получал «наказание», учитель должен был сказать ему правильный ответ.
Ученик, то есть профессиональный актер, только изображал, что получил удар током. Его ответы были выверены с таким расчетом, чтобы ученик «получал наказание» примерно через каждые 3 ответа.
Когда заканчивались пары слов на листе, учитель снова называл пары, в которых раньше были сделаны ошибки. Учителю также сообщали, что эксперимент закончится только тогда, когда все вопросы будут выучены.
Варианты проведения эксперимента
Исследование проводилось 2 способами. Классический вариант эксперимента — «учитель» находился в помещении со звукоизоляцией, поэтому не мог слышать криков «ученика», только стук в стену, когда напряжение превышало 300 Вт.
Доработанный вариант исследования представлен в фильме Obedience. В данном варианте помещение не имело звукоизоляции, а перед началом исследования «ученик» предупреждал о наличии заболеваний сердца. Поведение «ученика» менялось при повышении напряжения.
В обоих вариантах, если испытуемый начинал сомневаться в необходимости продолжения исследования, экспериментатор произносил строго определенные фразы. Если «учитель» не соглашался продолжать после 4-й фразы, исследование прерывали.
Эксперимент Милгрэма показал, что подчинение авторитету в обществе все еще имеет огромное значение. Так, из 40 участников 26 нажимали на кнопки, даже когда «ученик» просил прекратить или начинал жаловаться на плохое самочувствие. Напряжение постепенно повышалось до 450 Вт. После этого экспериментатор объявлял исследование законченным.
Из 40 человек только 5 не продолжили после того, как напряжение превысило 300 Вт, когда «ученик» прекращал давать ответы (что по распоряжению экспериментатора можно было счесть за ошибку). 4 человека прекратили опыты после того, как «ученик» второй раз начинал стучать в стену. Двое остановились только на отметке 330 Вт, когда второй «испытуемый» переставал подавать признаки жизни. Трое принимали решение прекратить эксперимент на трех последних значениях (345, 360, 375 соответственно). Все остальные смогли дойти до максимального напряжения.
Обсуждение итогов эксперимента
Незадолго до того, как начался эксперимент, Стэнли Милгрэм ознакомил с планом исследования студентов, изучающих психологию, и попросил предположить, каковы будут результаты. Большинство будущих психологов пришли к заключению, что наиболее жестоких людей, способных увеличивать разряд до 450 Вт, будет крайне мало: максимум 1 или 2 человека из 40.
Также ученый опросил 39 практикующих врачей-психиатров, которые тем не менее дали еще менее точный результат. Специалисты были уверены, что 20% испытуемых остановятся еще на отметке 220 Вт, а предельно повысить напряжение может только 1 человек из 1000.
Следовательно, результаты вызвали шок у научных сотрудников: большинство испытуемых смогли продолжить выполнять приказы руководителя, несмотря на то что испытуемому становилось все хуже. Многие из группы продолжали с каждым неправильным ответом повышать мощность тока, даже несмотря на собственные моральные страдания. При обсуждении результатов эксперимента было выдвинуто несколько возможных объяснений:
- Участники подчинялись авторитетности ученого из Йельского университета.
- В группе были только мужчины, более склонные к жестокости.
- Некоторые участники могли иметь склонность к садизму и получали удовольствие от возможности причинить боль.
- Люди могли не осознавать в должной мере, насколько сильную боль и какой вред наносят испытуемому при воздействии током.
- Участвовали в эксперименте только люди, склонные к повинуемости. Это объясняли тем, что в статистику не включили людей, отказавшихся принимать участие в исследовании после того, как узнали о своей роли в нем.
Впоследствии повторные исследования опровергли все эти предположения. Было установлено, что результаты опыта не могут зависеть от известности заведения. Подобный опыт провели в Бриджпорте, в съемном помещении под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». В результате почти половина участников (48%) смогла дойти до конца исследования.
«Учителя» среди женщин оказались такими же «строгими» — их поведение не отличалось от поведения мужчин. На объявление откликались среднестатистические граждане. Результаты тестов выявили, что они психически нормальны. Люди не получали удовольствия от страданий. Если им давали возможность самостоятельно выбирать напряжение, большинство остановилось на 150 Вт. Также они не могли не знать, что наносят вред, так как их предупреждали, что «ученик» имеет проблемы с сердцем.
Повторное проведение эксперимента
В 2002 году ученый Томас Бласс провел повторные исследования. В США степень повинуемости составила 61%, в среднем в других странах — несколько выше, 66%. Наименьший результат исследования составил 28%, наибольший — 91%. Связи результатов и года проведения установить не удалось. Бласс ставил вопрос: если испытуемые в исследовании Стенли Милгрэма — простые люди («они — это мы» — как выразился сам Милгрэм), то что заставляет нас вести себя подобным образом?
Стэнли Милгрэм считал причиной укоренившуюся в сознании необходимость подчиняться авторитету.
В случае эксперимента на повинуемость участники не могли противостоять авторитету ученого, который проводил эксперимент. Он давал задания испытуемым продолжать эксперимент, даже когда «ученик» просил прекратить. Немногие стали бы продолжать повышать напряжение, если бы экспериментатор не давал им четкого указания продолжать.
Во время эксперимента, видя страдание человека, испытуемые сами испытывали сильные страдания. Они просили экспериментатора остановить исследование, но, когда тот не давал разрешения, продолжали нажимать на кнопку. При этом человек начинал истерично смеяться или бормотать что-то в защиту «ученика», покрывался испариной, снова просил остановить опыт.
Было установлено, что испытуемый не всегда выполняет указания человека, равного по рангу. В некоторых исследованиях «жертва» стойко просила продолжать эксперимент, а исследователь — прекратить его.
В других в кресле с электродами оказывался сам исследователь, начинающий протестовать, а «жертва» приказывала увеличить мощность разряда. Итог был одинаков — в 100% случаев испытуемые отказывались нажимать на кнопку.
Еще один вариант предполагал участие сразу двух авторитетов. Первый ученый приказывал продолжать, когда «жертва» начинала просить пощады, а второй приказывал прекратить опыт.
В результате испытуемый приходил в замешательство из-за конфликта авторитетов, просил «руководителей» определиться и давать однозначные приказания.
Если исследователи продолжали спор, испытуемый начинал действовать согласно своим убеждениям и чаще всего отказывался от «наказаний».