Какие бывают виды мышления в психологии? В современной психологии много видов мышления. Различают наглядно-действенный, наглядно-образный и абстрактный. Это основные виды мышления.
Они могут выделяться с учетом практических и теоретических задач. Что касается продуктивного или творческого мышления, то здесь доминирующими являются 4 особенности. К оригинальности решения добавляется гибкость: семантическая, образная адаптивная, семантически спонтанная.
Способность человека
Человек обладает способностью смотреть на объект новым взглядом. Он видит те особенности в предмете, которые другие не замечают. Адаптивная гибкость индивида способна изменить объект по мере развития потребности в познании. Большой творческий потенциал человека позволяет ему быстро усваивать знания, он переносит их в новые условия и самостоятельно оперирует ими.
\Все виды мышления в психологии хорошо знают профессиональные специалисты. Их характеристика не представляет сложностей. К таким профессионалам относятся психологи и психоаналитики. Если вы придете к ним на прием, они смогут определить преобладающий у вас тип мышления. Чтобы человеку самостоятельно узнать это, понадобится зайти в интернет и найти соответствующий тест.
Испытание может выдать точный результат. Чтобы не сомневаться, пройдите несколько тестов и сопоставьте то, что вы имеете в итоге. Материалы в интернете обычно становятся доступными после регистрации на сайте. Сразу по завершении теста можно рассчитать результат. Он покажет, в какой степени у вас развит уровень каждого из типов мышления.
Останется только сделать интерпретацию результатов теста. Следует знать, что в чистом виде типы мышления практически не встречаются. У одного человека может наблюдаться сочетание разных видов. Тестирование позволяет выявить свои способности, которые нужно развивать. Его необходимо пройти, когда подросток выбирает свою будущую профессию.
Характеристики основных видов
Наглядно-действенное мышление позволяет решать конкретные задачи. Их характеристика — все они связаны с практической деятельности человека. Суть состоит в том, чтобы понимать возможности оборудования и реализовывать разнообразные задачи, учитывая различные уровни сложности. Чтобы работать с техникой, человек должен обладать определенными умениями.
\Важно, чтобы работник научился самостоятельно справляться с теми техническими заданиями, которые стоят перед ним. Полностью процесс может быть представлен как взаимодействие умственных элементов с практическими. Абстрактное мышление приводит к реализации конкретных действий. Практика неразрывно связана с теорией. Главные особенности — выраженная наблюдательность, проявление внимательного отношения к деталям и частностям. Человек должен уметь оперировать готовыми схемами.
Чтобы выполнить какой-либо двигательный акт, необходимо преобразовать ситуацию. В качестве примера можно рассмотреть, как у детей начинает проявляться способность к синтезу и анализу. Сначала они воспринимают предметы, а спустя какое-то время начинают оперировать полученной информацией. Важно уметь быстро осуществлять переходы от размышления к действиям и наоборот.
Наглядно-образный вид мышления характеризуется опорой на образы и представления. Придавать отвлеченным мыслям или обобщениям определенные формы свойственно творческим личностям.
Эти люди легко преобразуют ситуацию в план последовательных действий. Так мыслят дизайнеры, писатели, архитекторы и парфюмеры. В их работах устанавливаются оригинальные сочетания различных свойств и комбинаций предметов.
Школьники рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям, чертят детали в разрезе, схематически изображают объекты познания.
\Словесно-логическое мышление осуществляется посредством логических операций с понятиями. Его особенностью является опора на суждение.
При этом не используются эмпирические данные, а отражаются общие связи с отношениями.
Абстрактное мышление помогает найти общие закономерности в природе и обществе. Образам и представлениям отводится второстепенная роль.
Теория, практика, анализ и интуиция — еще 4 вида мышления
Некоторые люди сравнивают теоретическое мышление с эмпирическим. Характер обобщений у них различный. Если говорить о первом виде, то оно связано с познанием законов и правил. С его помощью в явлениях, связях и объектах отражается существенное. Происходит это на уровне тенденций и закономерностей. В результате получают такие продукты, как Периодическая таблица Менделеева, математические законы, закономерности историко-философского процесса.
Создаются концептуальные модели, теории, обобщается опыт, раскрываются закономерности явлений. Все эти знания в совокупности способны обеспечивать преобразовательскую деятельность. Прослеживается относительная самостоятельность: такая мыслительная деятельность основывается на знаниях, которые уже были, а само теоретическое мышление станет основанием для последующего познания. В эмпирическом мышлении обобщаются чувственные данные признаков, которые были выделены благодаря сравнению.
Практический вид характеризуется тонкой наблюдательностью.
\Человек способен сконцентрироваться на конкретных деталях происходящих событий. Чтобы разрешить частную задачу, необходимо воспользоваться особенным и единичным.
Важно уметь не только размышлять, а переходить к активным действиям. Требуется устанавливать наиболее значимые цели, вырабатывать собственную программу и гибкие планы.
Человеку нужно хорошо владеть собой, если ему приходится работать под прессом. В противном случае неизбежен срыв и депрессия.
В практическом мышлении большое значение имеет соотношение ума и воли, а также возможностей индивида — познавательных, регуляционных, энергетических.
Есть исследователи, которые выделяют интуитивное и аналитическое мышление. Последний вид рассматривают и с теоретической точки зрения, и с практической. В первом случае изучают способность конкретного индивида логически принимать решения и воспринимать информацию.
Если посмотреть на процесс с практической точки зрения, то индивидуум способен выполнять следующие операции:
- деление поступающей информации на блоки;
- проведение общего анализа и подробное изучение каждого блока;
- восстановление отсутствующих частей в полной картине при нехватке информации с помощью логических умозаключений;
- охват всех альтернативных возможных ответов на поставленную задачу;
- правильная оценка плюсов и минусов каждого из результатов.
Кроме того, различают реалистичное, аутистическое и эгоцентричное мышление. Первое направлено на внешний мир.
Оно регулируется с помощью логических законов. Второе связано с реализацией намерений или желаний. Третье характеризуется неспособностью поставить себя на место другого.