Специалисту в области социальных контактов важно знать функции общения в психологии, чтобы уметь правильно прогнозировать поведение людей и их реакции. Человек передает информацию посредством речи и невербальных знаков, без них невозможен обмен опытом и знаниями.
Общение — это процесс взаимодействия, направленный на установление контакта и понимание людьми друг друга. Неправильная кодировка и приемка сигнала приводит к тому, что оппоненты плохо понимают друг друга, поэтому важно использовать схожую сигнальную систему.
Виды общения
Психология выделяет несколько видов общения, в зависимости от тесноты контакта и задач взаимодействия.
Примитивное общение. Происходит оценка оппонента на предмет, хочется ли с ним общаться или нет. После этого взаимодействие либо продолжается, либо происходит игнорирование или отталкивание объекта.
Формально-ролевое. Здесь на первый план выходят социальные роли, личность не играет значения, важен лишь результат и установленный регламент.
Деловое. При таком виде общения важен контакт для установления деловых связей, решения задач, но при этом учитываются и особенности личности собеседника, его комфорт и удобство. Этот вид общения распространен среди бизнес-партнеров.
Манипулятивное. В этом виде общения есть две стороны: манипулятор и «жертва». Манипулятор любыми способами хочет получить желаемое, его не интересует личность и удобство оппонента.
Светское. В данном случае разрешено говорить только об определенных вещах. Никого не интересует то, что действительно думает человек, есть определенные рамки и принятые темы, обычно беспредметные. Характер общения закрытый, мнение собеседника и его личность обычно неважны.
Духовное. Общение на уровне личности, желание познать человека глубже, раскрыться. Такой вид общения самый тесный, приемлем между близкими людьми и друзьями.
Функции общения
Рассмотрим основные функции общения согласно распространенным теориям психологии.
- Информационная. Задачей общения является передача и прием информации в наименее искаженном виде так, чтобы принимающий понял, о чем идет речь.
- Регуляционная. Заключается в контроле и регуляции поведения, то есть словами можно указать, что необходимо сделать, чего делать нельзя, как правильно поступить.
- Эмоциональная. Эта функция позволяет передать чувства и эмоции другому человеку путем словесного или невербального общения согласно определениям социальной психологии.
- Поддержание отношений. Здесь понятие направлено на формирование определенных связей между двумя и более людьми, обмен мнениями, сохранение отношений.
- Самовыражение. Общение помогает рассказать другим индивидуумам о себе, выразить свою точку зрения, состояться как личность среди социума.
Помимо этого его функции можно поделить на 2 больших категории: индивидуальное и массовое. Первое понятие включает в себя передачу информации между двумя людьми, второе — донесение до большого количества лиц, а также взаимодействие между социальными группами.
Общение развивалось постепенно. В древние века это были простые звуки и жесты. Сейчас мы активно используем речь, жесты и виртуальное пространство, которое становится все более популярным и замещает некоторые виды и функции общения, привычные нам.
Для маленького ребенка коммуникация — это возможность познать мир и сообщить родителям о своих желаниях и чувстве дискомфорта. У дошкольника процесс взаимодействия во многом направлен на познание окружающего мира, посредством языка он стремится задавать вопросы и искать на них ответы.
Для взрослых коммуникация имеет более широкое значение, им приходится налаживать межличностные связи, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого посредством делового, а иногда и манипулятивного общения.
Общение в условиях технологического прогресса
Развитие цивилизации и технологий в последние десятилетия происходит небывалыми темпами. Меняется и само понятие общения, включая в себя уже не только передачу информации посредством речи, но и другими способами. Большое значение приобретают функции делового общения, так как многое построено на бизнесе и решении финансовых вопросов.
В отдельную категорию следует выделить интернет-общение. Если в первые годы развития Сети она была всего лишь центром сбора и выдачи информации, то сейчас коммуникация в ней приобрела более широкие масштабы.
Люди общаются посредством соцсетей, практически ушли в прошлое бумажные письма, личные встречи стали происходить гораздо реже, потому что взаимодействие происходит цифровым способом.
Роль этого типа общения становится все более важной, оно также делится на личное и деловое. Специалисты по социальной психологии только начинают изучать интернет-пространство, но уже есть интересные исследования в этой области, и даже появился раздел, изучающий особенности общения в психологии интернета.
Поэтому родители должны как можно раньше привить ребенку принципы и правила передачи информации, помочь ему стать более открытым и не бояться коммуникаций.