Что обеспечивает человеку связь внутреннего мира с внешним, дает ему возможность мыслить и ощущать, формулировать свои желания? Основные функции психики даются от рождения, развиваются всю жизнь, совершенствуясь и угасая. Именно они «примеряют» на себя накопленный жизненный опыт, подсказывая нервной системе новые поведенческие формы и адаптационные программы для большей мобильности и выживаемости в переменчивых условиях внешнего мира. Мозг и психика неразрывно связаны между собой, они осуществляют взаимодействие человека с внешней средой.
Что такое психика?
Психика — это комплекс функций головного мозга, определяющих непосредственное выражение образов объективной действительности. Дать однозначный ответ на вопрос, что такое психика, не сможет никто. Это сложное понятие, объединяющее в себе философию, биологию, медицину, биохимию и некоторые другие науки. Психика характеризуется широким набором качеств:
- целостностью;
- активностью;
- развитием;
- саморегуляцией;
- адаптивностью;
- коммуникативностью;
- сознанием.
В современном мире изучением психики занимается наука психология. Взаимосвязь психических процессов представлена тем, что восприятие не может проявляться без памяти, а запоминание — без органов чувств и самого восприятия, процесс внимания не может существовать без процессов мышления и так далее.
Основные функции психики человека
Основные функции психики человека — это отражение, регуляция и коммуникация.
Отражение по своему характеру субъективно, несмотря на то что передает объективную картину действительности. Внешние воздействия воспринимаются психикой каждого конкретного человека через призму его мироощущения. Порой они могут быть сугубо субъективны, привязываясь к определенной ситуативной трансформации. Именно этим обусловливается различное отношение каждого отдельно взятого человека к тем или иным событиям. В народе принято говорить: «Сколько людей, столько и мнений». Именно отражение играет главную роль в построении собственной модели мироощущения каждого из нас.
Регуляция проявляет себя в поведенческой деятельности человека. Именно она дает возможность индивиду проявлять свою волю. Регуляция неразрывно связана с отражением. Психика отражает воздействия внешнего мира и одновременно с этим регулирует отражение. Произвольная регуляция оказывает воздействие не только на физические процессы и движения, но и на сами психические процессы. Именно регуляция обеспечивает человеку постановку целей и задач, определяет мотивацию, дает возможность делать выбор, принимать решения в различных ситуациях, предвидеть опасность, ощущать многофакторность этого мира.
При регуляции в тесном тандеме работают мозг и психика, обеспечивая механизмы обратных связей, выдавая нам чувство качества исполнения наших потребностей, благодаря этому человек способен оценивать ситуации, искать лучшие варианты решений трудных вопросов, своевременно распознавать преграды и обходить их либо преодолевать. Поскольку все люди на земле представляют собой единый социум, то по отдельности для каждого индивида необходима возможность произвольной регуляции собственных поведенческих реакций. В тех случаях, когда человек не регулирует свои поведенческие реакции, начинает страдать общество. И жизнь общества может стать невозможной, когда множество его индивидов прекратят свою регуляторную функцию.
Не менее важной является коммуникативная функция психики. Она выражается в постоянном контакте людей. Без него невозможен мир как таковой. Все проявления психики без коммуникаций станут пустым звуком во всем мировом пространстве. Человек наделен высшей нервной деятельностью, дающей ему право мыслить и выражать свои мысли, заключая их в речевые словоформы, обрабатывая и дополняя их в процессе мозговой деятельности в определенные понятия и теории. Общение людей может быть невербальное и вербальное. Но вербальный способ общения в социуме наиболее распространенный, так как именно посредством языка люди передают свои мысли, желания, потребности, недовольства. Человек постоянно делится информацией, накапливает ее, придает ей новые формы, передает далее. Только коммуникативные проявления психики наделили современного человека теми функциями, которые вырабатывались с доисторических времен в процессе эволюции.
Этапы развития психических функций у человека
Каждый человек с первых дней своей жизни не является полноценно оформленным психическим индивидом в человеческом обществе.
После рождения состояние психики и ее основные функции только начинают развиваться.
Психика не дается человеку в готовом виде с приходом в этот мир. Она также не способна развиваться сама по себе, то есть независимо от физиологического развития организма. Также, если ребенок лишен коммуникаций с окружающим миром и своими ровесниками, психика не обретает никаких присущих человеческих качеств. Понятие психики и ее основные функции для человека такому ребенку будут недоступны. Это состояние в психиатрии называется синдромом Маугли. Конкретные психические качества нарабатываются в течение жизни человека и формируются только в процессе познания и изучения им культурных ценностей, переданных предшествующими поколениями нашего общества.
Психические состояния носят рефлекторную природу, возникая и закрепляясь под воздействием окружающей обстановки, физиологических процессов, трудовой деятельности, вербальных поощрений или нареканий. При одном психическом состоянии качество жизни выглядит иным по сравнению с другим состоянием. Психические свойства — это мощные регуляторы психической деятельности зрелой личности, характеризующие себя как устойчивые образования.