Существуют разные виды внимания в психологии, основные — это произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Вниманию отведено важное действие в нашем разуме, с помощью него мы в состоянии воспринять информацию и выбрать из большого объема то, что нам нужно. А сейчас подробнее будет рассмотрена классификация видов внимания, их характеристика.
Непроизвольное внимание
Филетическая эволюция гласит, что непроизвольное внимание — более ранняя разновидность внимания, чем другие. Зачастую его называют пассивным либо необходимым, потому что оно появляется и удерживается самостоятельно от сознания людей. Основанием непроизвольного внимания почти постоянно будет внешнее окружение. Однако, существуют и внутренние факторы для «рефлекторного любопытства», к примеру, схема инстинктов поведения, эмоциональный коррелятор.
Та или иная разновидность деятельности поражает человека как бы сама по себе, вследствие своего значимого, увлекательного, занимательного или неожиданного. Причин этого значимого и занимательного очень много.
Понятие внешнего раздражителя. Любое заметное раздражение: громкий звук, яркие цвета, сильные толчки, резкие запахи — все это непроизвольно привлекает внимание. Значимо относительное раздражение. Например, днем, когда мы гуляем на улице, мы не замечаем звуков проезжающих мимо машин, но, как только ложимся спать, малейший шорох или скрип будет очень отчетливо слышен. Шаблонность раздражителя также играет большую роль. Например, тихий незнакомый звук может легко обратить на себя наше внимание, в то время как громкий обыденный шум мы будем пропускать мимо ушей. Любопытство может привлечь эстетические особенности предмета. Важно правильное сочетание этих факторов.
Соответствие внутреннего состояния человека. К примеру, человек, который очень хочет есть, идя по улице, будет обращать внимание на вывески с едой. А люди, которые очень устали, будут смотреть на объекты, вызывающие у них ассоциации с отдыхом, например кровать, подушка, кресло, кафе и так далее.
Понятие «направленности личности». Подразумевается, что человек находит отражение в делах, которые ему по душе. Приведем пример: художник будет любоваться красивой картиной, учитель обратит внимание на ошибки ученика, тренер — на правильность выполнения упражнения.
Понятие «отношения к раздражителю». Со временем у человека постепенно появляется эмоциональная заинтересованность к раздражителю. На положительные раздражители у нас радостные чувства, на отрицательные — негативные. В чем же это проявляется? Человеку интересна книга, фильмы, компьютерные игры и многое другое.
Нейтральный раздражитель намного реже вызывает интерес, чем приятный или неприятный.
Произвольное внимание
Важная особенность у произвольного внимания — управление осознанной целью, сознательным устремлением. Данная разновидность любопытства тесно связана с желаниями человека и была выработана вследствие трудового усилия.
Принимая решения заниматься какого-либо вида деятельностью, установив определенные цели или задачи, мы разрабатываем некий план этого действия. В данный процесс мы подключаем и внимание, например, проявляем интерес к поведению босса, прочитаем книжку по теории квантовых струн, пересмотрим старый фильм.
В определенном значении произвольный интерес — это подавление, поединок с непроизвольным вниманием.
Скорее всего, мы бы ощущали комфорт от шума ветра за окнами, от мягких лучей солнца. Но наше сознание обращает свой интерес на более выгодные и продуктивные предметы.
Существуют различные функции, виды и свойства внимания произвольного. Основная функция заключается в активном регулировании протекания психологических действий. Не всегда воля будет управлять произвольным вниманием. Когда мы обращаем интерес на тот или иной аспект своего поведения, мы регулируем влияние на волевой процесс.
Появляются мысли не о том, чего бы нам хотелось, а о том, на что обратили свой взгляд. Благодаря вниманию, мы в состоянии поменять свой эмоциональный настрой: к примеру, просматривая какой-либо сайт в интернете, мы вызываем у себя хорошую или плохую эмоцию (радость или раздражение).
Произвольное любопытство формируется вместе с сознанием. У малыша одного-двух годиков сознания пока что нет, оно не сформировалось, как и произвольное внимание, оно также находится в процессе зачатия.
Послепроизвольное внимание
Это действительно сложно понять, но если взглянуть на пример, то станет легче: школьница заставляла себя сделать уроки, домашнее задание. Изначально она прилагала усилия для данного действия, но позже, со временем, втянулась в процесс и ей стало интересно, ее внимание сосредоточилось и больше не отвлекалось на внешние раздражители. Значение послепроизвольного внимания в психологии велико. Оно замечено и в педагогике. Если посмотреть, то практически все воспитательные методы направлены на то, чтоб подключить ученика в положение послепроизвольного интереса, давая возможность ощутить удовольствие от того, что он делает уроки.
Основные функции и виды внимания, а также информация об их свойствах были рассмотрены выше, остается только сказать, что внимание у людей разное, каждый человек по-своему уникален: для одного произвольное внимание будет непроизвольным и наоборот.