Почему разные люди одни и те же события или предметы воспринимают по-разному? Существующие виды восприятия в психологии позволяют понять механизм получения и обработки информации людьми. Человек оценивает происходящее с помощью множества анализаторов. Помимо органов чувств, в оценке характеристик исследуемого объекта участвуют накопленный опыт человека, полученные им ранее знания и умения, состояние здоровья, природные качества и настроение в данную минуту. Человеку трудно быть объективным, даже когда у него нет ни одной причины для предвзятости.
Что такое восприятие?
Восприятие — это психический процесс. Он отражает происходящее в реальном мире. В результате психического процесса и анализа полученной органами чувств информации у человека складывается субъективный образ реальности. Образ — это обобщенная картина мира (предметов и явлений) в представлении конкретного человека.
Процесс восприятия позволяет человеку ориентироваться в пространстве, определять наличие или отсутствие угрозы, принимать решение относительно своих последующих действий. Он дает возможность не повторять ошибок. Если огонь вызвал ожог, то похожий на огонь объект, вероятнее всего, тоже окажется горячим.
Поскольку проводить тщательный анализ каждого предмета долго и утомительно, человек пользуется определенными шаблонами или оценочными координатами. Именно через призму такой системы координат он оценивает всю поступающую информацию. Человек не задумывается, увидев привычные вещи. Его мозг оценивает их подсознательно, мгновенно подбирая наиболее близкий по характеристикам образ уже знакомых объектов. Поэтому восприятие нередко искажает реальную картину, когда анализировать приходится впервые увиденный объект. В подавляющем большинстве случаев шаблонная система себя оправдывает. Она позволяет быстро ориентироваться и принимать решение в опасной ситуации. Эта способность часто спасает человека.
Совокупность анализаторов, обеспечивающих восприятие, называется перцептивной системой. Создание образа обеспечивают перцептивные действия. Восприятие объекта разделяется на общее и детальное. Общее восприятие активно использует шаблонную систему для молниеносной оценки ситуации. За доли секунды человек получает основное представление о предмете или событии. Более детальный анализ может занять больше времени. Он является более объективным, изучает объект подробнее. Так, например, осваивается навык чтения или письма.
Классификация видов восприятия включает все анализаторы, задействованные в процессе оценки реальности.
Зрительное восприятие
Осуществляется посредством органов зрения. Выстраивая образ объекта, человек учитывает его цвет, оттенки, соотношение света и темноты, яркость. Бинарное зрение (зрение двумя глазами) помогает определить удаленность предмета и скорость его движения, расположение предметов относительно друг друга, траекторию их движения, являются ли предметы плоскими или объемными.
Размер объекта определяется соотношением его величины на сетчатке глаза и удаленности от глаз наблюдателя. Такая уникальная способность органов зрения обусловлена конвергенцией.
Конвергенция представляет собой сведение зрительных осей глаз на объекте. По образующемуся между зрительными осями углу мозг определяет расстояние до предмета. Если объект движется, по изменениям угла можно узнать его скорость движения и предугадать траекторию. Направленность движения определяется перемещением отражения объекта по сетчатке глаза.
Человек визуально оценивает эмоции другого человека или животного, чтобы сделать выводы о его намерениях. Зрительное восприятие является одним из самых важных анализаторов, отвечающих за создание образа.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие дает много информации об объекте.
По звуку можно определить приближающийся предмет, даже не видя его. Человек оценивает силу звука, его динамику (усиление или затухание), тембр, скорость, высоту. Оттенки звука голоса могут дать представление об эмоциях человека.
Слуховой аппарат позволяет воспринимать сложный звуковой спектральный состав. Ежедневно человека окружает множество разнообразных звуков, большинство которых он не замечает. Определением их важности занимается мозг на основании полученных от слухового аппарата данных. Он отсеивает несущественные звуки и акцентирует внимание на жизненно важных. Кроме того, происходит классификация звуковых волн по их происхождению. Это могут быть звуки природы, синтетической среды (звуки технических объектов), голосовые, музыкальные или речь. С возрастом диапазон слышимых звуков уменьшается. Поэтому восприятие молодых людей может быть острее, чем у пожилых.
Одной из высших психических функций человека является способность восприятия устной речи. Это психическая составляющая речевой деятельности — аудирования (слушания). Во время обработки речевого сигнала задействованы несколько видов уровней восприятия.
В зависимости от количества задействованных уровней слухового восприятия, человек может слушать, но не слышать. При активном слушании происходит вслушивание и попытка уловить все детали речи. При пассивном восприятии слушатель не отвлекается на второстепенные моменты, удерживая в сознании только то, что оратор выделил.
На восприятие речи имеет большое влияние ее темп. Медленное изложение усложняет обобщение впечатлений от услышанного в законченный образ. Но и при слишком быстрой речи детали ускользают. Восприятие скорости речи зависит от индивидуальных особенностей человека. Он считает темп чужого человека нормальным, если он близок к его собственному.
Роль других чувств при оценке события
Осязательная оценка происходит на основании тактильных впечатлений. Наиболее полную информацию дают кончики пальцев как самые чувствительные участки тела. Иногда непосредственный контакт может помочь правильно сформировать образ объекта.
Обонятельное восприятие необходимо при анализе качества пищи. Интересно, что во время утраты обонятельной способности (при насморке) человек теряет не только нюх, но и способности к распознаванию вкуса. Обонятельный анализатор помогает распознать угрожающие здоровью примеси в воздухе. Например, определить пожар и его локализацию.
Вкусовые анализаторы дают информацию о съедобности пищи и ее качестве. Важнейшей характеристикой вкусового анализатора является порог чувствительности. Он определяется минимальной концентрацией вещества, которая необходима для появления у человека вкусового ощущения. Порог чувствительности у всех разный. Более того, у людей может наблюдаться избирательный порог чувствительности. То есть он высокий по отношению к одним веществам и низкий по отношению к другим. Бывают люди, обладающие «вкусовой слепотой» к каким-то вкусам.
Другие анализаторы и способы оценки
Анализ объекта может производиться произвольно и непроизвольно. В первом случае человек сознательно наблюдает за объектом или событиями. Во втором случае мозг анализирует происходящее автоматически, как часть другого вида деятельности. Человек может не отдавать себе отчет, что им изучены случайно попавшие в поле зрения объекты. Однако если мозг воспринял изученный предмет как угрожающий, человек неожиданно для себя самого отреагирует.
Событие может быть воспринято целостно или фрагментарно. Целостное впечатление появляется после прочитанной книги, просмотренного фильма или услышанной лекции. Поэтапное восприятие возникает в процессе детального изучения объекта. Например, во время поиска ошибок в тексте.
В пространственном восприятии предмета участвуют многие органы человека. Ведущая роль, помимо зрительного органа, принадлежит вестибулярному, двигательному и осязательному анализаторам.
При определении формы предметов играет значительную роль кинестетический анализатор. Это врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющих определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Она помогает выделить объект из фона и определить его контур или границу. Эффективность кинестетического анализатора зависит от опыта человека. Например, художник лучше других рассмотрит детали рисунка.
Ритмическая система возбуждения и торможения в больших полушариях мозга дает возможность человеку ощущать себя в определенном временном промежутке. Биологические часы — биение сердца, обменные процессы — дают представление о времени. Это субъективная и индивидуальная оценка. Восприятие длительности событий зависит от эмоционального состояния человека, характера его переживаний и его биологического ритма.
Анализаторами выступают и мышцы тела. При наблюдении за движущимся объектом мозг реагирует на изменение положения тела, напряжение и расслабление различных групп мышц.
Оценка мотивов поведения другого человека
Восприятие человека человеком — это процесс познания людьми друг друга в процессе общения. По сравнению с оценкой неодушевленных предметов он более сложен. В нем в большей мере участвуют психологические анализаторы, чем физические. Полученная с помощью органов чувств картинка дает исходные данные, которые подвергаются сложному психологическому анализу.
По внешним признакам наблюдатель оценивает намерения объекта. К внешним проявлениям относятся:
- физический облик и внешний вид;
- манера поведения;
- эмоциональное состояние;
- интонация;
- мимика и поступки.
Наиболее информативными в оценке психических свойств личности являются экспрессия лица и выразительные движения тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются глаза и волосы (прическа).
Для оценки мотивов другого человека применяются следующие виды восприятия:
- идентификация;
- социальная рефлексия;
- эмпатия;
- стереотипизация.
Идентификация заключается в установлении сходства и различий между наблюдателем и наблюдаемым. При сходстве происходит отождествление, в результате которого наблюдатель переносит на изучаемый объект желательные для себя чувства и качества. При преобладающих различиях происходит некоторое отстранение и настороженность.
Социальная рефлексия представляет собой самооценку наблюдателя. Это то, как он оценивается и воспринимается другими индивидуумами в его понимании. Наблюдатель ставит себя на место изучаемого объекта и предугадывает его последующие действия в отношении себя.
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Наблюдатель пытается примерить на себя «шкуру» собеседника и понять, что тот в данный момент чувствует. Однако он четко отделяет свои переживания от эмоционального состояния объекта.
Стереотипизация — это применение шаблонного мышления. Наблюдатель «подгоняет» объект под уже имеющиеся знакомые образы, пытаясь классифицировать его как часть конкретной группы индивидуумов. Например, человек в очках, вероятнее всего, много читает и является образованным.
Различия в функционировании всех видов анализаторов и в накопленных знаниях обуславливают формирование разного образа реальности у разных людей.