У большинства людей наступает момент, когда они задаются вопросом, что значит жить по правилам. Кто придумал эти правила, для кого и для чего они, что будет, если их не соблюдать, — все эти темы в разном возрасте человек поднимает, рассуждая и принимая решения, по каким правилам он будет жить. Обычно такого рода мысли впервые начинают посещать индиивидуума в подростковом возрасте. До этого периода он принимал все и внимал всем наставлениям со стороны родителей и детских воспитательных учреждений о том, как живут люди в обществе и что стоит делать, а чего нет.
Все бы хорошо: фундамент главных понятий заложен, — но что делать, когда в пубертатном периоде молодежь порой стремится противопоставить себя всем нормам и правилам, нарушать границы вседозволенного? Нелегко самим детям, но большие трудности возникают и у родителей во взаимопонимании со своим чадом. Считается, что именно этот возраст определяет, как сформируется внутреннее отношение человека к нормам морали и основным правилам жизни. К сожалению, родительское влияние уже невелико, так как у молодого человека есть серьезное мнение, что он достаточно взрослый и может принимать решения относительно своей жизни.
На первый план в этом возрасте выходит общение с такими же подростками, главная цель которых — быть принятым в ту или иную социально-возрастную группу. И печально, когда группа, в ряды которой он так стремится, несет в себе жизненную идеологию, противную правилам общества. А правила, по которым живут люди, просты и известны с давних времен, хотя в последнее время некоторые нормы относительно формирования семьи и интимно- личностных отношений варварски искажаются, отчего страдают неокрепшие души подростков.
Главные правила жизни в социуме
Основные правила, принятые во всем цивилизованном мире, гласят:
- Жизнь каждого человека на земле бесценна, и никто не имеет право на нее посягать. Люди с давних времен стремились к развитию таких понятий, как милосердие и взаимопомощь. Пожалуй, это одно из самых важных и неоспоримых правил жизни на земле.
- Не посягай на имущество другого человека. Каждый имеет право на приобретение материальных благ и использование их в своих целях и по своему усмотрению.
- Мужчина и женщина по достижении определенного возраста по желанию могут создать семью. В этой сфере, в семейном институте жизни, существует свой свод правил взаимоотношений. Он определен не кем-то конкретно, а выведен веками. К примеру: муж и жена должны хранить верность друг другу и заботиться друг о друге в течение всей жизни. В семье должно присутствовать уважение друг к другу, а когда появляются дети, то и к детям.
Пожалуй, это самые важные правила жизни. Если рассматривать более подробно, то в каждой сфере социальной жизни существуют свои законы и нормы поведения.
Когда же правила входят в жизнь человека? Смело можно сказать, что с рождения. Малыш с мамой находится изначально в роддоме и проходит все процедуры, вплоть до выписки домой, согласно правилам лечебного заведения. По прибытии в семью, в свой дом, он окунается в жизнь, где существуют свои правила, установленные и принятые членами данной семьи. Семья для младенца становится микросоциумом.
Именно родители, их понимание и восприятие правил жизни окажут фундаментальное влияние на формирование этих понятий у ребенка. Семья закладывает абсолютно все нормы поведения в обществе, только в миниатюрной форме и посредством похожих ситуаций или тех, о которых родители рассказывают детям..
Человека воспитывает среда
В общении с близкими ребенок изначально обучается элементарным правилам поведения. Например:
- Правила соблюдения гигиены.
- Правила поведения за столом и принятия пищи.
- Правила этикета.
- Основные нормы дозволенных действий на улице.
- Как ведут себя в общественных местах, в транспорте.
- Правила дорожного движения.
В дальнейшем по мере взросления ребенок будет ознакамливаться постоянно с новыми правилами, существующими в жизни. Сначала это выход из семьи в детский сад, где есть обязанности и нормы поведения. Следующий этап — это школа, пожалуй, самая основная среда, которая может менять как в лучшую, так и в худшую сторону использование правил жизни ребенком.
Начиная с детского сада и продолжая в школе, дети переносят те правила, которым научили их родители, на взаимоотношения со сверстниками и учителями. После школы, по правилам социума, каждый обязан получить знания и умения в той или иной сфере труда, а именно — овладеть профессией для самостоятельного обеспечения себя жизненно необходимыми вещами. По достижении определенного возраста молодой человек обретает ряд новых прав и возможностей поведения в обществе.
Помимо этих норм малыш, глядя на взаимоотношения внутри семьи, формирует на свой лад представления о взаимоотношениях с другими людьми. Допустим так: в семье, где все учтивы и вежливы друг с другом, ребенку и невдомек будет, что можно общаться по-другому. И, когда рано или поздно он увидит отличное от их норм и правил общение в другой семье, для него это будет неприемлемо.
Важно успеть вовремя
Необходимо успеть вложить все необходимые нормы морали и жизненных понятий до подросткового возраста.
В этом возрасте придется уже лишь аргументированно корректировать имеющиеся у подростка нормы знаниями и понятиями о правилах жизни. В переходном возрасте сына или дочери родители обязаны сменить роль воспитателя на роль друга и наставника. Человек живет и придерживается правил жизни, кто-то со многими из них не согласен, кто-то, наоборот, становится на их защиту и контролирует их соблюдение другими. Но трудно представить, что будет, если люди откажутся их выполнять и каждый будет поступать так, как ему заблагорассудится. Наступит хаос в мире. Все в жизни взаимосвязано, нельзя убрать из механизма детали — он перестанет работать.