Эффект Зейгарник заключается в том, что люди лучше запоминают информацию, связанную с прерванными действиями, чем с завершенными. Эту закономерность удалось выявить психологу Блюме Вульфовне Зейгарник.
Механизм эффекта незавершенности
Почему же человек так хорошо помнит незавершенные дела и все обстоятельства, с ними связанные? Возможно, потому, что помним мы не мелкие события обыденности и повседневности, а яркие эпизоды особо радостных или горестных событий.
Эффект незавершенного действия основан на стрессовом характере ситуации.
Даже если незавершенное событие малозначительно или неприятно, человек все равно невольно запоминает все его детали. При завершении действия мозг стирает информацию, как уже ненужную. Незавершенность, наоборот, стимулирует мозг к сохранению информации, потому что она еще должна пригодиться.
На мысль о феномене запоминания незавершенного Зейгарник навел эпизод в ресторане. Ее поразил официант, который с легкостью запоминал большие заказы. В беседе выяснилось, что этот человек помнит заказы только до тех пор, пока он их не исполнит. Потом вся информация о заказе из его памяти стиралась.
Исследования этого эффекта проводил другой психолог — Курт Левин. В его экспериментах творческую работу детей специально прерывали в тот момент, когда они понимали, что нужно делать, и начинали активно этим заниматься.
Выяснилось, что незавершенные действия у здоровых детей запоминались на 90% лучше, чем завершенные. У больных детей ситуация оказалась другой. У страдающих эпилепсией эффект незавершенного действия проявился на 80%, шизофренией — на 10%, астеническим синдромом — на 20%.
Впоследствии Курт Левин разработал теорию поля, согласно которой доступ к следам памяти ускорен и облегчен в том случае, если существует напряженность.
Применение эффекта незавершенности
Эффект Зейгарник оказался востребованным в разных областях науки и практики.
В рекламе, где главное — это привлечь внимание потенциального покупателя и довести его до товара, эффект незавершенного действия используется в интригующей недосказанности. Человек должен понять, что это за товар, и успеть запомнить один из его выгодных признаков. Однако этот признак необходимо подавать частично, намеком. После этого человек должен захотеть узнать о товаре побольше.
В раскрутке сайтов используется такой же эффект незавершенности. Человека нужно заставить зайти на сайт и пройти по его статьям и страницам. Для этого вывешивается картинка с интригующей надписью и часть фразы новостного характера с сенсационным подтекстом. Читателю захочется узнать всю информацию, и он делает несколько переходов до тех пор, пока не прочитает всю новость.
Проблема такого приема состоит в том, что большинство владельцев сайтов обманывают читателей. Человек делает несколько переходов, а в конце обнаруживает пустышку или информацию совсем про другое. В результате появляется наложение эффектов — человек завершил действие, поэтому ему не нужно запоминать этот сайт, кроме того, он впал в состояние фрустрации, что тем более не способствует привлечению внимания.
В процессе обучения в школах и вузах всегда применяется система заданий и контроля. Домашнее задание запоминается до тех пор, пока оно не сдано учителю. Поставленная оценка создает эффект завершенности действия, что позволяет мозгу упрятать полученные знания и освободить память для новых приобретений.
Эти последствия системы ежедневных оценок сказываются неожиданным образом — человек забывает выученное. Особенно сильно этот эффект проявляется в вузах, где контроль осуществляется только два раза в год во время сессии. Студент донес до экзаменатора сосуд со своими знаниями, получил оценку и выбросил его с чувством облегчения. Мозгу они больше не нужны. Оценка создает эффект завершенности действия.
Появившаяся в вузах система промежуточной аттестации направлена на то, чтобы использовать во благо эффект Зейгарник. Сдавать предмет частями проще для преподавателя, легче для студента и эффективней для системы образования. Однако все эти преимущества будут работать только в том случае, если завершающий экзамен все же состоится, а каждая последующая проверка знаний будет основана на знаниях из предыдущего блока проверок.
К сожалению, в системе формального образования эффект Зейгарник используется плохо, несмотря на его большой потенциал.
Как использовать эффект незавершенного действия в своей жизни?
Многие люди страдают от постоянной тревожности, нехороших предчувствий, плохих воспоминаний. При этом их жизнь вполне благополучна, а судьба к ним благосклонна. За их плечами множество хороших воспоминаний и прекрасных радостных событий, а они мучаются, воспроизводя все время некоторые эпизоды своей жизни.
Психика человека сложна даже у самых простых людей. Большинство тревог и неприятных навязчивых воспоминаний связано с эффектом незавершенности.
Жизнь человека — это не гладкая непрерывная линия. Она состоит из этапов и периодов. Судьбы бывают настолько причудливы, что порой можно говорить о том, что человек прожил несколько жизней. После каждого такого периода остается след воспоминаний, страхов, симпатий и антипатий. В результате негатив предыдущих периодов начинает давить на последующие.
Эффект Зейгарник можно использовать для того, чтобы лучше не только запомнить, но и забыть. Просто незавершенное действие нужно сделать завершенным. Нужно подвести итоги и проститься с человеком, событием, обстоятельствами и последствиями. Оцените роль события в вашей жизни, простите всех, кто перед вами виноват, оцените степень своей обиды, простите себя, извлеките уроки и начните новую жизнь. Это и будет завершением когда-то незавершенного.