Люди склонны все символизировать. Такова человеческая природа. Язык красок — не исключение. Взаимосвязаны ли любимый цвет и характер человека? Психофизиологи утверждают, что по предпочтениям в цветовой гамме можно определить основные черты характера и темперамента человека.
Оттенки и черты характера
Эмоциональное состояние связано с выбором определенного оттенка в качестве предпочитаемого. На этом основано множество тестов для определения психотипов, волевых характеристик и степени эмоционального напряжения. Например, люди в состоянии приподнятого настроения и веселья выбирают энергонасыщенные краски — желтую, красную, оранжевую — и игнорируют те, которые символизируют покой и расслабленность: синюю, коричневую. Если человек чувствует вину или чем-то обеспокоен, он, как правило, предпочитает серый и синий. Если его что-то долгое время тяготит, сделает выбор в пользу зеленого.
Жизненные ситуации меняются, но основные предпочтения, отдающиеся любимому цвету, как правило, остаются постоянными.
На этих предпочтениях можно сделать психологический портрет человека.
Белый — идеальный и универсальный во всех отношениях, его любят все. Он может передать как отблески света, так и холод льда. Белый цвет в основном предпочитают фанатики чистоты и перфекционисты. Но это уравновешенные, разумные и прекрасно владеющие собой личности.
Черный символизирует закрытость, нереализованные надежды и неуверенность. Люди, предпочитающие черную одежду, часто в таком цвете воспринимают жизнь в целом. Нередко они депрессивны и уверены, что жизненные идеалы недостижимы. Черный в гардеробе свидетельствуют о душевном кризисе, агрессивном неприятии себя и мира. Но его любят модельеры, и он считается самым элегантным цветом.
Серые краски уважают рассудительные и недоверчивые личности. Этот цвет выбирают те, кто не любит слишком выделяться, скромные по натуре. Часто серым как щитом человек пытается отгородиться от назойливости или нежелательного проникновения в его внутренний мир.
Как правило, любители серого не могут похвастаться буйным воображением и чаще это типичные интроверты. Если серый кто-либо не переносит, это может говорить о его импульсивном, легкомысленном и вздорном характере.
Красный. Страстный. Прекрасный. Этим почти все сказано. Цвет предпочитают сильные, смелые, властные и решительные люди. Он символизирует страсть, энергетику и считается символом эротизма.
Коричневый предпочитают те, кто во многом преуспел. Эти люди бесконечно преданы своему ближнему кругу, любят детей, супруга и чтят семейные традиции. Умеют радоваться малому, жизнелюбы и оптимисты.
Желтый — символ миролюбия. Его предпочитают общительные, любопытные и коммуникабельные. Такие люди хотят нравиться окружающим и привлекать к себе внимание. Они лишены комплексов, с легкостью прощают обиды и незлопамятны. Любимый у беременных и страстных путешественников цвет.
Синий символизирует небо, душевное спокойствие и релаксацию. Его предпочитают неторопливые, скромные и меланхоличные натуры. Они отличаются быстрой утомляемостью, и часто им не хватает уверенности в себе. Для людей, которые любят синий, важна благожелательность окружающих. Тем, кто хочет произвести впечатление на окружающих, склонным к экзальтации, синий не нравится.
Предпочитающие зеленый боятся влияния со стороны, ищут способы самоутвердиться. Для них это жизненно важная задача. Ранимые, обидчивые, но в то же время очень отзывчивые люди.
Оранжевый выбирают люди с развитой интуицией и немалым творческим потенциалом. Это дружелюбные, энергичные, активные и открытые всему миру личности.
Бирюзовый цвет предпочитают спокойные и безмятежные люди с богатым воображением. Те, кто любит этот цвет, хотят многого достичь в жизни. У них масса идей, планов, но им сложно определиться, с чего начать. Как правило, это настоящие интроверты. Их отчужденность часто воспринимается как заносчивость, и от этого они кажутся несимпатичными.
Любители сиреневого витают в облаках. Они выше всего происходящего, и оно мало их интересует. Это люди с богатым творческим потенциалом и отменным вкусом. Они любят дорого и красиво одеваться. Хорошо развито чувство стиля. Окружающих привлекает их остроумие и обаятельность. Но «сиреневые» бывают часто холодны в проявлении своих чувств.
Фиолетовый — любимый цвет индивидуалистов. Они не переносят толпу и всеми силами стараются отделиться от нее. Любят фиолетовый люди с высоким интеллектуальным уровнем и экстрасенсорными способностями. Их девиз — духовная свобода. Не выносят давления на себя.
Оттенки и психофизиология
В последние годы все чаще влияние цветовой гаммы на человека используется в коммерческих и бытовых целях. Знания в этой области взяли на вооружение дизайнеры одежды и интерьеров, маркетологи и рекламисты. Есть универсальные характеристики цветовых воздействий на подсознание.
Но в помещениях для сотрудников, наоборот, «небесная синева» снижает работоспособность и рассеивает внимание у персонала.
Зеленые краски успокаивают, снимают нервное напряжение и раздражительность. Красный повышает работоспособность и реакцию. Но чрезмерное количество красного может сделать человека агрессивным и несдержанным. Сиреневые и бледно-фиолетовые краски улучшают работу сердца и легких, повышают выносливость и стрессоустойчивость.
Комбинации красного и сине-зеленого стимулируют работоспособность, а желтый с зеленым и оранжевым расслабляют, снимают усталость. У рекламистов и маркетологов большой популярностью пользуются синие, золотые, белые, черные и красные цвета. Они считаются «дорогими» и используются для отождествления элитных товаров.
Черный и синий с золотом — пример сочетания для товаров верхнего ценового диапазона.
В качестве заключения
В жизни чувство, которое может вызвать цвет, может меняться и зависеть от многих обстоятельств. Но почти всегда цветовая гамма, которой человек отдает свое предпочтение, расскажет о характере и эмоциональном складе.