Что такое особенности социального познания? Специфика социального познания заключается в том, что его предметом становится взаимодействие между объектом и субъектом познания. В обществе действуют законы как личные, так и социальные, разума и чувств, сознательного и бессознательного.
Внутри общества живут разные структуры, и они сосредоточены на исполнении своих потребностей и задач. Из-за большого количества таких элементов существует сложность описания процесса социального познания. Общество невозможно рассматривать без влияния социокультурного пласта, духовной жизни социума и его интересов. Особенности социального познания должны рассматриваться с онтологической, гносеологической и ценностной точек зрения.
Онтологическая точка зрения
Этот подход акцентирует внимание на истории происхождения общества, формировании его законов и пути развития. Человек рассматривается со стороны его включенности в систему общественных отношений, возникших в том культурном аспекте, в котором он существует. В истории социального познания отметились еще древнегреческие мыслители, а также Маркс и Фрейд. Общественная наука не просто утверждает принципы социальной бытности, а прослеживает их развитие с течением времени. Для обозначения социальной науки как класса нужно определиться, есть ли фиксируемые правила общественной жизни. В зависимости от ответа на этот вопрос можно рассуждать и о научной теории. Конкретного ответа на этот вопрос на сегодняшний день не дал еще никто, идут бурные дискуссии.
Последователи Канта говорили о том, что общество вообще всего лишь плод нашего воображения в контексте реальности. Все, что мы видим, нам кажется или нам кажется, что мы видим. Объект, то есть общество, равен результату социально-гуманитарного познания.
Человек имеет основу базовую, от природы, находясь во взаимосвязи с ней, он развивается, какие-то законы проследить можно, это не лишено смысла. Вне зависимости от того, кто и как познает, эти законы работают. Это не отменяет факта отсутствия влияния человека и его личности на общество. Важными остаются факторы экономики, денежных интересов и потребностей людей, их материальная жизнь.
Невозможно начать обращать внимание на свою духовную или культурную жизнь, если базовые потребности вроде пищи, сна, уважения окружающих и безопасности не решены. Невозможно построить социальную структуру с работающим механизмом без обеспечения ее участников решением первичных потребностей. Как сегодняшняя политическая система не может быть перенесена в прошлое и выстроена там, в тех условиях, так и наоборот, сегодняшние потребности выросли и не сравнятся с их призраком даже двадцатилетней давности.
Гносеологическая и ценностная точки зрения
Следует найти ответ, может ли общество производить свои законы и имеет ли оно их вообще. Социальное познание может или уже стало наукой? Сторонники гносеологической точки зрения ищут ответы, как познаются общественные явления, какие у них очертания социально-гуманитарного познания, какую роль привносит личный опыт каждого в эту структуру, можно ли подвергнуть этот процесс социологическому исследованию и получить результат. Безусловно, стоит обратить внимание на человеческие возможности в осознании культуры других народов и интуитивное обнаружение факторов общественной жизни, к которой индивидуум не принадлежит.
Ценностный аспект социально-гуманитарного познания позволяет увидеть объект исследования под микроскопом. Исследователь смотрит на объект и видит его через призму своих убеждений и взглядов, а также в случае несовпадения культур проводит его оценку со стороны своей культуры. Если у исследователя и объекта разные культурные или нравственные ценности и принципы, это может наложить отпечаток на весь обрабатываемый материал. Нужно учитывать этот фактор.
А где же истина? Существует ли объективная реальность и объективная истина? На что ориентироваться, где брать точку отсчета? Некоторые считают, что ценности нужно исключить из социального, другие говорят, наоборот, о первичности ценностей и культурных аспектов над общественным и коллективным, наука исследует и пытается вычленить законы развития общества, а оценка ценностей неспособна существенно повлиять на это.
Цели, для которых необходимо социальное познание
Социальное познание нужно, чтобы установить истину, как в любом другом философском изыскании.
Установить и обработать информацию о связях внутри общества достаточно сложно, и есть множество влияющих факторов.
Наиболее популярным способом исследования является научная абстракция, поэтому в социальном познании отведена особая роль движению мысли. Что может быть более нестабильным, чем мысль? Но она имеет свое начало, зарождается, развивается, дает стимул для создания идей на основе нескольких мыслей и затем превращается в часть личности.
Данные об обществе по-прежнему получаются только эмпирическим путем, их невозможно заключить в математическое уравнение и просчитать, только методом наблюдения можно понять мотивы, форму, структуру и взаимосвязи элементов в одном целом, а они постоянно находятся в движении, нельзя считать актуальным исследование прошлогодней давности, произошла серия событий, которая повлияла на всю систему. Все процессы в ней нужно анализировать только в контексте истории и ее влияния на коллектив и личность.
В социальном познании особое внимание уделяется личному, но закономерно. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Между объектом и субъектом познания существуют разные источники, особенности современного социального познания фиксируются с помощью знаков, принятых в культуре, описываются посредством определенных техник.
Рассмотрим примеры. Как человек получает и обрабатывает информацию? Он получает ее с помощью органов чувств. Слух или зрение были даны природой и эволюционировали во времени, они приспосабливались к окружающей среде. В культуре, где человек родился, приняты те или иные прикосновения, если к вам прикасается житель другой страны, вы не поймете смысла этого жеста и почувствуете его совсем иначе, чем предполагается партнером.
Внешнее воздействие заключено в стимуляции рецептора, мозг обрабатывает эту информацию и выдает результатом эмоцию или ощущение. Человек способен расширять данные природой качества, изобретая различные приборы инфракрасного света, дальнего видения. Мы видим предмет и почти сразу понимаем, что мы чувствуем, глядя на него, в зависимости от того, какую социальную функцию он несет.