В чем заключается деятельностный подход в психологии? Отечественная психология в 30-х годах прошлого века представила подход к изучению психики человека, основанный на предметной деятельности. Доподлинно неизвестно, кого именно считать родоначальником теории.
Принято называть Басова, Выготского, Рубинштейна и Леонтьева. Именно эти люди сыграли важную роль в отечественной психологии.
Каким направлениям уделялось внимание?
С. Л. Рубинштейн определил принцип: «единство сознания и деятельности», на котором основывается деятельностный подход в психологии. Вкратце его суть можно обозначить так: психика индивидуума формируется в результате его практической деятельности и должна изучаться также в этом процессе. Нужно обращать внимание на психику именно в этот период, а не на каждый элемент в отдельности.
В работе гуру отечественной психологии А. Н. Леонтьева акцентируется внимание на том, что процесс жизни человека стоит рассматривать как систему сменяющих друг друга занятий, подобно тому, как декорации сменяются на протяжении всего спектакля. Деятельностный подход в психологии определяется развитием индивидуума в соответствии с общественно-историческими законами и нуждается в уточнении.
Психика человека связана с культурной средой, культура рождает символы и знаки, которые понимают представители схожей культуры и среды. Научившись говорить, сначала человек использует этот навык для общения с внешним миром, потом поставленная речь становится его внутренним голосом, а не только средством общения с другими. Это называется интериоризацией.
Научные теории
Деятельность по Леонтьеву является формой общения людей в контексте общества и исторического фона. Без нее человек не может существовать, что отличает его от обезьяны. Рубинштейн и Леонтьев спорили о некоторых аспектах теории деятельностного подхода в психологии. Первый считал, что психология должна изучать только психику человека, и это первично, а помогает в этом изучение деятельности человека и различных связей с миром. Леонтьев не отделял рассматриваемое понятие от предмета психологии и считал, что психика не только тесно с ней взаимосвязана, но и является ее формой. Их позиции в чем-то схожи, но имеют и радикальные отличия, которые разбирались последователями теории.
Структура деятельности состоит из 3 составляющих: деятельность — действие — операция. Всякая деятельность провоцируется мотивом, для действия нужна цель, а протекание операции зависит от ее условий. Принципы заложены здесь такие. Например, занятость старшеклассника, который вступает в клуб по интересам, может быть мотивом подготовки к олимпиаде, мотивом приблизиться к определенному кругу лиц в этом кружке или научиться конструировать роботов. Для каждой занятости можно найти несколько мотивов, поэтому она может быть полимотивированной. Если говорить о цели действия, то это может быть знакомство с определенным человеком в кружке, или цель заключается в подготовке к экзамену, получению дополнительной строчки в аттестате. Операцией в данной ситуации будет рабочий процесс в кружке, конструирование роботов или лепка из глины.
На макроуровне всей занятости выделяется 2 связанных друг с другом блока: операциональный и мотивационный. Психология деятельностного подхода показывает взаимосвязь психического отражения людей и их деятельности. В реальной жизни вся судьба человека состоит из набора различных деятельностей. Психику нельзя анализировать отдельно от нее, а ее никогда не понять без анализа психики. Главная роль для человека состоит в трудовой деятельности. Согласно этой теории бытие определяет сознание, а не наоборот.
Деятельность и активность
Деятельность не возникает просто так, она всегда сопряжена с некоторой потребностью, субъект нуждается в чем-то, осознает свое желание, потом понимает мотив и начинает действовать. Без мотива деятельность не происходит, если его не видно, значит, есть скрытый мотив, о котором человек говорить не хочет. Без деятельности человек не может стать частью социума, быть личностью, взаимодействовать с другими людьми. Но она может вызывать сопротивление, создавать препятствия, среда вокруг индивидуума может оказаться враждебной, но если мотив сильный, то человек начинает преодолевать трудности. Отдельно стоит отметить социокультурные сопротивления в виде морали, этики, запретов, нормативов. Деятельность человека социальна, и ее становление важно изучить.
Человек рожден существом активным, пока он не будет вовлечен или не инициирует деятельность, он не сможет раскрыться ни перед собой, ни перед той средой, в которой находится. Он является творцом и создателем той деятельности, которой занимается. И отвечает за ее результат. Животные, в отличие от человека, совершают движения и создают деятельность для того, чтобы выжить, тогда как человек совершает деятельность, чтобы выразить себя, он знает свои мотивы и ставит цели. Активность формируется как зеркало личности, реализуется в конкретной деятельности и затем становится психологическим качеством индивидуума. На экзамене преподаватель оценивает уровень подготовки студента. Анализируя учебный процесс в целом, преподаватель делает выводы о его склонностях, качестве его мышления, уровне запоминания материала. По тому, каким он наблюдался в течение процесса обучения, можно сделать выводы о личности, характере, силе воли.
Любая деятельность сопряжена с физическим действием, двигается рука или нога, задействуются ли мышцы голосовых связок при выступлении перед аудиторией — все это физиологические процессы. Причем возникают они у человека в очень раннем возрасте, буквально на стадии формирования, то есть еще до рождения. В утробе зародыш двигается, а новорожденный совершает хаотичные движения сразу после появления на свет. Некоторые движения закладываются еще на стадии развития и являются врожденными, например, способность моргать, а другие приобретаются в процессе жизни, человек учится ходить, бегать, рисовать, лепить.
Деятельность и общество
Способности к движению у разных людей разные. У спортсменов и танцовщиков она совершенна настолько, что служит предметом эстетического восхищения. Комплекс движений, совершаемых с определенной целью, называется действием. Действия несут социальный характер. Например, ребенок учится собирать игрушки, рисовать открытки, одеваться. Ребенок познает мир предметов и таким образом развивается. Исходя из тактильного опыта общения с предметами, он формирует действия.
Когда маленький человек учится считать, он использует палочки, раскладывая их перед собой, но скоро наступает время, когда он обходится без них. Процесс счета переходит из игры с палочками в умственный.
Специалисты отечественной психологии говорили, что процесс осознания умственной деятельности ведет к мотивации на наружную деятельность.
Деятельность может возникать из мотивов, навязанных человеку обществом или узким социокультурным кругом.
Таким образом, психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью, и, согласно теории, нужно рассматривать их как составляющие одного целого механизма, а не по отдельности.
Не только психику человека в общем, но и какие-то конкретные мотивы или поступки можно изучать через призму деятельности.
Принципы разработанной теории для этого подойдут. Любому направленному психическому процессу присущи свои цели и структура.