Интеллектуальная лабильность — методика, широко применяемая для оценки уровня умственного развития у подростков и юношества с целью дальнейшего прогнозирования благополучного обучения и освоения новых видов деятельности. В современном мире для развития успешной личности крайне важно профессиональное становление, которое возможно при правильном определении способностей человека и его личных качеств. Ведь профессионал, максимально использующий свои сильные стороны, преодолевает или компенсирует слабые, а также способен переключать свое внимание без допущения ошибок.
Понятие интеллектуальной лабильности
Психологами разработано множество подходов в оценке интеллектуальных способностей человека. Для диагностики интеллектуального развития создано огромное количество методик, которые предназначены для оценки интеллекта, в частности для школьников. Однако, существует ряд сложностей в применении данных методик для детей школьного возраста, что обусловлено рядом причин:
- наличие большого количества заданий, что подразумевает большие временные затраты;
- индивидуальное применение некоторых методик;
- необходимость приобретения материала для диагностики.
Методика для диагностики интеллектуальной лабильности школьников содержит приемлемый уровень заданий и объективно оценивает уровень интеллекта учащихся.
Понятие интеллектуальной лабильности подразумевает способность испытуемых быстро переключаться от одного задания к другому, сохраняя высокое качество выполнения.
Стоит отметить, что психическая работа человеческого мозга зависит в первую очередь от уровня его интеллекта, который включает в себя способность к познанию, логике и анализу информации. И в условиях современного социума успешность профессиональной деятельности человека зависит от способности продуктивного мышления и умения переключаться между задачами (мультизадачность). Люди, имеющие высокую интеллектуальную лабильность, способны качественно и адекватно реагировать на изменения в ситуациях, приобретать новые полезные навыки и принимать нестандартные решения.
Диагностика уровня интеллектуальной лабильности
Оценка уровня интеллектуального развития позволяет определить профпригодность человека. У учащихся диагностика лабильности интеллекта влияет на выбор способа обучения и помогает в формировании классов с определенными уклонами. Например, для школьников с математическими способностями рекомендуется обучение в классе с математическим уклоном, а для учащихся с гуманитарными способностями рекомендуется обучение в гуманитарных классах.
Существует методика, определяющая уровень интеллектуальной лабильности, которая содержит 40 заданий, перечисляемых в быстрой устной форме. Во время теста зачитываются несложные задания, а испытуемые записывают ответы на специальный бланк. Он представляет собой прямоугольник, который разделен на 42 квадрата, пронумерованных не по порядку. Вопросы зачитываются 1 раз без повторения и права переспрашивать. Данные задания требуют быстрого переключения внимания. Ответы на вопросы могут быть в виде букв, цифр, фигур или линий. Во время оценки результатов теста учитываются как правильные, так и неправильные ответы. Если у испытуемого при проверке насчитывается 15 и более ошибок, то его способность переключения между различными задачами очень низкая. Высокий уровень лабильности имеют те испытуемые, у которых имеется не более 4 ошибок.
Данное тестирование рекомендуется проводить с подросткового возраста для определения быстроты переключения внимания детей.