Когда и как применяется мозговой штурм?

В чем заключается метод мозговой атаки? При разрешении любого рода проблемных ситуаций возникает вопрос поиска и выбора оптимального варианта, так как обычно имеется несколько возможностей выхода. Оптимальным считается вариант, позволяющий обеспечить высокую степень достижения цели в доступных пределах.

Оперативный системный анализ

В условиях, когда требуется оценить возможности всех альтернативных вариантов в ограниченный период, используются так называемые оперативные методы принятия решений. Особенно действенны такие методы, когда из-за недостатка информации для точной экспертной оценки нужно определить наилучшую средневероятную возможность достижения цели. Те же методы актуальны для решения ряда взаимосвязанных проблем, когда выбор альтернативы должен быть совместным для всей группы ситуаций.

В целом, алгоритм поиска и принятия решения сводится к оценке отдельных аспектов ситуации или группы ситуаций, рассматриваемых как некая система, и анализу совокупности выявленных возможностей. Важными этапами оперативного системного анализа являются: формулировка проблемы, синтез идей и отсев идей. Идея, обобщающая опыт и отношение к текущей ситуации отдельного человека, рассматривается как элемент творчества в процессе анализа.

Один из самых широко применяемых на практике оперативных методов решения — метод мозговой атаки, или, называя иначе, метод деструктивной отнесенной оценки. Происходит это потому, что мозговая атака, или мозговой штурм, — уникальная доступная техника, позволяющая учитывать не только мнения узких специалистов, но также смежные или сторонние соображения. К тому же, эта методика достаточно проста структурно и применима к любым проблемам: индивидуальным и коллективным, творческим и научным, прикладным и теоретическим, профессиональным и бытовым. Сам этот способ, его производные и элементы часто используются для экспертной оценки ситуаций с целью поиска улучшенных технических и управленческих решений, для построения прогнозов и сценариев развития событий.

История и описание метода

Метод мозговой атаки был разработан в 1930-х годах американцем Алексом Ф. Осборном, который искал новые подходы к организации рекламного бизнеса. Известность и признание техника получила в 1953 году, благодаря выходу книги Осборна «Управляемое воображение», в которой метод был подробно описан.

Отправным пунктом для идеи Осборна стала противоречивая ситуация, сложившаяся в компании, где он работал: острая нехватка креативных решений при достаточном наличии творческого и интеллектуального потенциала. Изучив проблему, он обнаружил, что основная причина кризиса заключается в закрытом характере выработки и принятия решений. Действительно, включенными в процесс анализа становятся только опытные эксперты, обладающие специальными знаниями и владеющие специальной терминологией.

Их выводы зачастую шаблонны, но заметить это самостоятельно, при отсутствии стороннего критического анализа, они неспособны. Остальные сотрудники, даже обладающие несомненными творческими способностями, навыками или опытом в смежных сферах, остаются простыми исполнителями и наблюдателями, в основном потому, что не могут сформулировать свои идеи и предложения в приемлемой для эксперта форме.

Исходя из таких наблюдений, Осборн приходит к мысли, что, во-первых, необходимо включить в обсуждение неспециалистов, а во-вторых, разделить процесс анализа проблемы на два этапа:

  1. Предложение идей.
  2. Критика и отбор идей.

При этом творческая активность участников обсуждения не должна быть ничем ограничена.

Впоследствии на этой основе были разработаны следующие правила организации и проведения мозгового штурма.

Формулировка проблемы (предварительный этап). Чтобы найти способ достижения цели, эту цель необходимо четко обозначить, определить аспекты, мешающие ее достижению, и промежуточные задачи. На предварительном этапе происходит сбор необходимой информации.

Формирование рабочей группы. Отбор участников обсуждения производится целенаправленно, с учетом аспектов проблемы. Важно учитывать психологические моменты, которые должны способствовать созданию благоприятного микроклимата и творческой атмосферы при совместной работе. Участники, как правило, близки по возрасту и служебному положению, но при этом различаются по опыту, специализации, взглядам, активности. Если группа работает постоянно, то ее состав необходимо обновлять, приглашая новых людей. В зависимости от способностей, участники разделяются по ролям:

  • генераторы идей (люди с преобладающей творческой фантазией, неспециалисты);
  • эксперты (люди с преобладающим аналитическим мышлением и специалисты).

Руководить работой группы должен ведущий, обладающий соответствующим опытом и способностями. Он следит за соблюдением правил дискуссии, контролирует временные и тематические рамки обсуждения.

На этапе предложения идей важно количество, а не качество высказываемых соображений, поэтому запрещена любая критика. Предложения не требуют доказательств или соответствия каким-либо стандартам; связь с обсуждаемой проблемой может быть как прямой, так и ассоциативной. Все идеи нужно зафиксировать, желательно с помощью технических средств, чтобы ничего не было упущено. Эксперты в первом этапе обсуждения участия не принимают.

На этапе отбора идей происходят анализ и оценка предложений, выдвинутых на первом этапе. Оба этапа следует разделить некоторым временным промежутком (период инкубации). В соответствии с поставленной задачей следует заранее определить общие для всех участников критерии оценки. Лучше всего обозначить их наглядно. Методы анализа могут быть разными, аргументация и критика приветствуются. В процессе обсуждения идеи группируются и рассматриваются исключительно с позиций соответствия критериям и возможностям реализации.

Прямая и обратная мозговые атаки

Оба этапа обсуждения необязательно применяются в комплексе. В зависимости от ситуации, они могут использоваться по отдельности.

Если обсуждение ограничено исключительно первой частью, такой метод называют прямой мозговой атакой, конференцией идей или коллективной генерацией идей. В целом, прямой мозговой штурм проводят согласно вышеизложенным правилам, за исключением того, что последующая экспертиза предложений протекает в закрытом или ограниченном режиме.

Наиболее эффективной считается рабочая группа численностью 5-8 человек, условно разбитая на 2 количественно равные подгруппы: постоянные участники (ядро) и приглашенные участники (новички). Метод прямой мозговой атаки лучше всего подходит для небольших профессиональных и творческих коллективов. Аналогом конференции идей являются конструктораты — разного рода заседания и совещания, например: ученые советы, межведомственные комиссии, планерки.

Метод обратной мозговой атаки также используют в небольших коллективах, чаще всего при необходимости выявить недостатки определенного проекта или технического объекта. Состав и численность рабочей группы при этом те же, что и при прямом мозговом штурме, с тем отличием, что в ограниченном или закрытом режиме происходят выдвижение, систематизация и разработка идей, а последующее обсуждение носит характер коллективной экспертизы.

Обратный мозговой штурм — это процесс деструирования (разрушения), при нем отсутствует возможность вносить предложения, направленные на улучшение показателей.

Но иногда в результате дискуссии рождается контридея, сводящая воедино все возможные недостатки проекта и формулирующая способ их устранения. Примером может служить защита диссертаций, бизнес-планов и различных научных проектов.

Индивидуальная мозговая атака

Индивидуальная мозговая атака

Метод мозговой атаки, первоначально предназначенный для коллективной работы, может быть использован отдельными экспертами для работы индивидуальной. Индивидуальный мозговой штурм в этом случае становится этапом конференции, тогда это профессиональная экспертиза предложенных идей или, наоборот, подготовительный сбор информации для обратного мозгового штурма. Но иногда индивидуальная мозговая атака представляет собой целиком самостоятельное исследование, основанное на обработке сведений, полученных из независимых источников. Чаще всего метод применяют для анализа тенденций, формирования прогнозов, разработки стратегий.

Основные исходные данные для формирования индивидуального прогноза: интервью, массовые опросы и экспертные оценки. Сбор данных осуществляется путем переписки, личных бесед, телефонных звонков. Переговоры должны осуществляться с помощью специально разработанной программы, согласно которой участникам предлагается несколько вариантов решения проблемы или определенное количество вопросов по поводу объекта изучения. Техника исследования основана на предположении, что его участники владеют формулировками и необходимыми знаниями для ответов на вопросы программы, поэтому обычно исследование проводится среди четко обозначенной социальной или возрастной группы.

 

При разработке стратегий особенно важна стабильность в группе, так как интервью с ее участниками предполагает неизменность их планов и положения. Результаты различных этапов исследования оформляются в виде документа, в зависимости от их дальнейшего предназначения

Индивидуальный экспертный анализ имеет свои достоинства, например: позволяет максимально снизить возможность давления на исполнителя, помогает эксперту полностью сосредоточиться на определенной проблеме. Но при этом самостоятельная работа достаточно продолжительна, трудоемка, требует полной самоотдачи и большой ответственности. Основной недостаток метода — его зависимость от субъективных оценок и восприятия, ограниченности знаний отдельного человека, а также от успешного выбора респондентов.

Метод «Дельфи»

Одной из самых известных экспертных методик на основе техники мозгового штурма стал метод прогнозирования «Дельфи», разработанный в конце ХХ века корпорацией РЭНД. «Дельфи» — это статистическое исследование отдельных экспертных мнений, позволяющее оценить вероятность того или иного события с высокой степенью объективности. Метод успешно применяется для анализа тенденций и построения сценариев развития ситуации для периодов протяженностью 1-3 года.

Методика объединяет индивидуальные и групповые методы анализа путем нескольких этапов письменного опроса независимых экспертов по специальной программе. В зависимости от целей исследования, к нему может привлекаться до 100 и более различных специалистов.

Процесс исследования осуществляется в несколько этапов:

  1. Формирование рабочей группы, проводящей экспертный опрос.
  2. Формирование экспертной группы, мнение которой будет обрабатываться.
  3. Составление программы опроса.
  4. Проведение экспертизы и подведение итогов.

По итогам опроса строится график, а итоговым считается мнение, оказавшееся средним в упорядоченном ряду значений.

Методы оперативных исследований на основе техники мозгового штурма постоянно совершенствуются, а их число неуклонно растет. Целевое использование экспертного анализа становится все более востребованным в современных условиях, а компьютерная обработка данных и появление новых средств коммуникации позволяют расширять его возможности. Из всего этого можно сделать вывод, что метод Осборна — наиболее перспективный способ системного анализа из всех ныне существующих.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся