Задача профориентации — помочь человеку выбрать будущую профессию либо удостовериться в уже сделанном выборе. Профориентационные тесты являются основным инструментарием, который при этом используется.
Главными задачами проведения профориентации являются следующие:
- расширение кругозора относительно основных профессий и направлений деятельности;
- определение возможностей и интересов человека;
- выявление осознанных и бессознательных склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.
Как проводится профориентация?
Профориентационные тестовые методики чаще всего проводятся в таких случаях, как:
- профориентация школьников (9 класс), которую проводит психолог или социальный работник учебного учреждения;
- определение профессиональной направленности в центрах трудоустройства с целью подбора оптимальной вакансии.
Тесты на профориентацию можно пройти и самостоятельно. Но в таких случаях нужно понимать, что результат вы получите, скорее всего, необъективный.
Когда профориентация проводится в школе, помимо самих опросов и тестов она обязательно включает следующие направления работы:
- профессиональное воспитание (формирование трудолюбия и ответственности, развитие способностей и интересов в разных сферах деятельности);
- профессиональное просвещение (ознакомление с миром профессий и учебных заведений, в которых можно их получить, а также с возможностями карьерного роста в том или ином направлении деятельности);
- консультирование по вопросам выбора профессии и возможностях ее получения.
Все эти меры являются очень важными, так как помогают ребенку сориентироваться в сложном взрослом мире профессий и сделать свой выбор осознанно. Главная особенность такой работы в том, что школьников знакомят не только с названиями профессий и основными заданиями, которые необходимо выполнять в каждой из них.
Происходит знакомство с техническими характеристиками профессий: процессами производства, задачами и обязанностями, условиями труда и основными требованиями для соискателей.
Основной плюс такой комплексной и емкой работы в том, что школьник уже с юных лет получает возможность познакомиться с рынком труда и сделать свой выбор не только в плане освоения профессии, но и сориентироваться на определенное место работы.
Популярные тесты на профориентацию
Существует большое количество профориентационных методик разной степени сложности.
Некоторые из них доступны для самостоятельного проведения и имеют небольшое количество вопросов с простой расшифровкой результатов.
Другие проводятся исключительно специалистами в связи с достаточно сложной методикой проведения и оценки.
- Методика «Карта интересов». «Карта интересов» представляет собой опросник, состоящий из 174 вопросов. По результатам теста есть возможность выявить направленность интересов человека в 29 сферах деятельности, таких как: география, биология, медицина, физика, химия, техника, строительство, транспорт, журналистика, математика, история, музыка, искусство, спорт и т. д. Методика является одной из основных при проведении исследования на профориентацию среди школьников.
- Методика изучения мотивации профессиональной деятельности А. Реана и К. Замфира. Методика применяется для выявления типа мотивации профессиональной деятельности человека. Основана она на концепции внутренней и внешней мотивации. Основная задача теста — выяснить, является ли профессиональная мотивация внутренней, то есть представляющей получение удовольствия непосредственно от выполнения деятельности, или внешней — мотивы зарплаты, социального престижа и т. п. Методика достаточно проста в работе и оценке результата, поэтому доступна для самостоятельного проведения. Использовать ее можно тем людям, которые по тем или иным причинам не могут найти достойной и интересной для себя работы. Разобравшись со своими профессиональными мотивами, сделать правильный выбор будет намного проще.
- Опросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник). В ходе применения данной методики человеку предлагается 20 пар описаний определенных видов деятельности. В каждой паре необходимо выбрать только одно утверждение, которое является более приемлемым. По результатам опроса выявляется основная направленность профессиональной деятельности из предложенных: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак или человек-художественный образ. Именно опросник ДДО считается основным и наиболее результативным при проведении первичной профориентационной диагностики в школе.
- Методика «Матрица выбора профессии». Данная матрица помогает не только определиться с выбором специальности для дальнейшего ее изучения либо усовершенствования, но также выявить наиболее приемлемый вид и объект деятельности. Это очень важно, так как происходит оценка интересов и направленности человека на конкретную сферу, место работы или даже должность.
Прохождение профориентационного исследования увеличивает шансы правильного выбора профессии человеком.
Если вы хотите получить максимально объективный результат, обратитесь к психологу либо работнику центра трудоустройства.
Эти специалисты предложат вам наиболее подходящие в вашем случае методики и проконсультируют по всем интересующим вопросам.
Не ленитесь изучать себя и свой внутренний мир. Зная свои осознанные и неосознанные возможности и интересы, вы сможете увереннее смотреть в завтрашний день.