Существует карта интересов Голомштока для выявления предрасположения человека к той или иной сфере деятельности. Данная методика помогает определить круг интересов человека и степень их выраженности. Объективные результаты покажет тест для учеников старших классов, хотя для интереса пройти его может любой человек. Школьнику тест поможет определиться, в какой сфере ему стоит развиваться после окончания девятого или одиннадцатого класса, и сможет подтолкнуть к выбору подходящего вуза. Актуален тест и при приеме на работу, поскольку работодатель, видя результаты, может сделать вывод об интересах и их отношении к сфере деятельности фирмы.
Голомшток А. Е. выделил 29 сфер деятельности:
- биология;
- география;
- физика;
- химия;
- техника;
- геология;
- история;
- литература;
- медицина;
- математика;
- экономика;
- музыка;
- педагогика;
- спорт и физкультура;
- иностранные языки;
- пищевая и легкая промышленность;
- общественная деятельность;
- радиотехника и электроника;
- металлообработка;
- деревообработка;
- строительство;
- транспорт;
- журналистика;
- авиация, морское дело;
- военные специальности;
- изобразительное искусство;
- сценическое искусство;
- юриспруденция;
- сфера обслуживания.
В разных источниках карта интересов интерпретируется по-разному.
Сферы деятельности могут быть представлены в количестве от 10 до 29.
Основные правила работы с методикой
Вопросов в тесте всего 174. Каждый из них отвечает той или иной сфере деятельности, по 6 вопросов на каждую. Начинаются вопросы фразами «Нравится ли вам..?», «Любите ли вы..?», «Хотели бы вы..?».
Приблизительный перечень вопросов приведен ниже:
- заниматься изучением иностранных языков;
- изучать аспекты жизни животных и растений;
- читать журналы технического характера;
- изучать строение тела человека, работу его внутренних органов;
- посещать уроки географии, читать соответствующие книги;
- читать литературу о жизни известных физиков и их открытиях;
- следить за порядком в вещах, за опрятным видом помещения;
- читать литературу про геологические экспедиции;
- заниматься домоводством, посещать уроки домоводства;
- читать публикации об электротехнике и электронике;
- изучать биографии талантливых художников, знакомиться с историей развития искусства рисования.
Испытуемый получает бланк с номерами вопросов и полями для ответа. Можно обойтись и без бланка, ставя ответ напротив того или иного вопроса.
Необходимо проставлять знак +, если ответ положительный, знак -, если ответ отрицательный, и 0, если испытуемый не знает либо же затрудняется ответить.
Важно хорошо подумать, прежде чем ответить, чтобы получить наиболее точный результат.
В случае, если за свою жизнь испытуемый убедился, что ему нравится та или иная сфера, необходимо проставить знак + +, а если точно не нравится, тогда нужно поставить — -.
Подсчет и формирование результатов
В специальном бланке — листе ответов — необходимо подсчитать количество положительных и отрицательных ответов по каждому из столбцов. Далее стоит проанализировать полученные данные, выделяя сферы, которые содержат больше положительных ответов.
Если случилось так, что несколько сфер получат одинаковое количество плюсов, к наиболее развитым стоит отнести те, у которых меньше всего минусов.
Для того чтобы иметь возможность оценить степень увлеченности человека в тех или иных интересах, методика предусматривает наличие специальной шкалы.
Она имеет пять уровней градации:
- Наивысшая степень отрицания (суммарный балл от -12 до -6).
- Интерес отрицается (суммарный балл от -5 до -1).
- Слабо выраженный интерес (суммарный балл +1 до +4).
- Выраженный интерес (суммарный балл +5 до +7).
- Сильно выраженный интерес (суммарный балл +8 до +12).
Распределение плюсовых и минусовых ответов в строке также должно учитываться. Первые две позиции строки свидетельствуют о поверхностных увлечениях. Следующие две говорят о стремлении испытуемого к получению углубленных знаний. Две последние позиции в строке свидетельствуют о склонности к практической деятельности.
Большое количество минусов или маленькое количество плюсов говорит о том, что интересы испытуемого до конца не сформировались.