Определение мировозрения по методу Милана Рокича

Оценка ценностей по Рокичу

Основной оценкой познания и определения мировоззрения конкретной личности в психологии вот уже многие годы остается методика «Ценностные ориентаций» Рокича — знаменитого американского психолога, родившегося в Польше. Под ценностью Милан Рокич понимал предпочтение индивидуумом одних целей и способов существования другим. По его мнению, эти предпочтения оказывают влияние на любые общественные явления.

Суть и цели методики

Милан Рокич различает 2 категории человеческих ценностей:

Ценности по Рокичу

  • терминальные (ценности-цели) — те, что отвечают за цели индивидуального существования;
  • инструментальные (ценности-средства) — те, что формируют образ действий человека и способствуют достижению целей.

На этой системе и основана методика Рокича, ценностные ориентации по которой изучаются на основании прямого ранжирования списка предложенных понятий.

Проведение данного исследования и оценка его результатов важны для оказания помощи при консультации касательно профессиональной ориентации в условиях смены места работы или вида деятельности.

Кроме того, в крупных предприятиях исследование по методике ценностных ориентаций Рокича проводится с целью диагностики сплоченности коллектива и корпоративной культуры.

Тестирование сотрудников при приеме на работуОно помогает разглядеть скрытые и даже неосознаваемые убеждения и установки сотрудников и руководителей, которые отражают отношение человека к коллегам и к рабочей деятельности.

Обладать подобной информацией важно, поскольку именно это отношение формирует реальное поведение работника. Проводиться исследование может также:

  • с целью изучения мотивационной среды у сотрудников;
  • для предотвращения сопротивления всякого рода переменам;
  • для определения поведенческих правил и стандартов в организации;
  • на консультациях по проблемам, связанным с карьерным ростом.

Ход проведения и оценка результатов исследования

Жизненная ценность - здоровьеТак, испытуемому предлагается набор из 18 терминальных, а затем 18 инструментальных ценностей в алфавитном порядке. Исследование проводят в том числе и с использованием вместо карточек списка, где указываются все ценности.

В первом случае респондент не торопясь, обдуманно раскладывает карточки в порядке убывания значимости предложенных ценностей именно для него от наиболее значимого к наименее значимому. Такая форма подачи материалов методики является, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной, и полученные этим способом результаты считаются более надежными. Во втором варианте испытуемый просто присваивает каждой ценности из списка порядковый номер, с помощью которого расставляет их в системе собственных ценностных ориентаций.

Список ценностей указан в таблице:

Терминальные: Инструментальные:
Активная деятельная жизнь Аккуратность
Жизненная мудрость Воспитанность
Здоровье Высокие запросы
Интересная работа Жизнерадостность
Красота Исполнительность
Любовь Независимость
Материальная обеспеченность Нетерпимость к недостаткам (в том числе и к собственным)
Наличие настоящих друзей Образованность
Общественное признание Ответственность
Познание Рациональность мышления
Продуктивная деятельность Самоконтроль
Развитие Смелость при отстаивании своего мнения
Свобода Чувственность
Семейное счастье Терпимость
Счастье других Широта взглядов
Возможность для творчества Твердая воля
Различные удовольствия Честность
Уверенность в себе Эффективность деятельности

Во время изучения результатов следует уделить внимание прежде всего наличию закономерностей в ответах.

Если таковых выявить не удалось, то, вероятно, у испытуемого не сформирована система ценностей. Кроме того, возможно, что его ответы были не вполне искренними.

 

Важно также представить структуру системы, определить основополагающие ценности, особенно стоит отметить возможные противоречия в лидирующих ценностях обоих списков.

При индивидуальной диагностике можно получить немало информации, проведя с респондентом дополнительные исследования. Например, можно попросить его расположить эти ценности таким образом, словно это делает идеальный в его представлении человек. Или можно предложить вариант, который даст возможность заглянуть в будущее. Например, расположить ценности так: словно это он через 5/10/15 лет.

Оценка результатов, проведенная на должном профессиональном уровне, поможет психологу сделать вывод об идеалах, иерархии целей и средств, представлениях о нормах поведения, которые служат испытуемому эталоном.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся