
Основной оценкой познания и определения мировоззрения конкретной личности в психологии вот уже многие годы остается методика «Ценностные ориентаций» Рокича — знаменитого американского психолога, родившегося в Польше. Под ценностью Милан Рокич понимал предпочтение индивидуумом одних целей и способов существования другим. По его мнению, эти предпочтения оказывают влияние на любые общественные явления.
Суть и цели методики
Милан Рокич различает 2 категории человеческих ценностей:
- терминальные (ценности-цели) — те, что отвечают за цели индивидуального существования;
- инструментальные (ценности-средства) — те, что формируют образ действий человека и способствуют достижению целей.
На этой системе и основана методика Рокича, ценностные ориентации по которой изучаются на основании прямого ранжирования списка предложенных понятий.
Проведение данного исследования и оценка его результатов важны для оказания помощи при консультации касательно профессиональной ориентации в условиях смены места работы или вида деятельности.
Кроме того, в крупных предприятиях исследование по методике ценностных ориентаций Рокича проводится с целью диагностики сплоченности коллектива и корпоративной культуры.
Оно помогает разглядеть скрытые и даже неосознаваемые убеждения и установки сотрудников и руководителей, которые отражают отношение человека к коллегам и к рабочей деятельности.
Обладать подобной информацией важно, поскольку именно это отношение формирует реальное поведение работника. Проводиться исследование может также:
- с целью изучения мотивационной среды у сотрудников;
- для предотвращения сопротивления всякого рода переменам;
- для определения поведенческих правил и стандартов в организации;
- на консультациях по проблемам, связанным с карьерным ростом.
Ход проведения и оценка результатов исследования
Так, испытуемому предлагается набор из 18 терминальных, а затем 18 инструментальных ценностей в алфавитном порядке. Исследование проводят в том числе и с использованием вместо карточек списка, где указываются все ценности.
В первом случае респондент не торопясь, обдуманно раскладывает карточки в порядке убывания значимости предложенных ценностей именно для него от наиболее значимого к наименее значимому. Такая форма подачи материалов методики является, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной, и полученные этим способом результаты считаются более надежными. Во втором варианте испытуемый просто присваивает каждой ценности из списка порядковый номер, с помощью которого расставляет их в системе собственных ценностных ориентаций.
Список ценностей указан в таблице:
| Терминальные: | Инструментальные: |
| Активная деятельная жизнь | Аккуратность |
| Жизненная мудрость | Воспитанность |
| Здоровье | Высокие запросы |
| Интересная работа | Жизнерадостность |
| Красота | Исполнительность |
| Любовь | Независимость |
| Материальная обеспеченность | Нетерпимость к недостаткам (в том числе и к собственным) |
| Наличие настоящих друзей | Образованность |
| Общественное признание | Ответственность |
| Познание | Рациональность мышления |
| Продуктивная деятельность | Самоконтроль |
| Развитие | Смелость при отстаивании своего мнения |
| Свобода | Чувственность |
| Семейное счастье | Терпимость |
| Счастье других | Широта взглядов |
| Возможность для творчества | Твердая воля |
| Различные удовольствия | Честность |
| Уверенность в себе | Эффективность деятельности |
Во время изучения результатов следует уделить внимание прежде всего наличию закономерностей в ответах.
Если таковых выявить не удалось, то, вероятно, у испытуемого не сформирована система ценностей. Кроме того, возможно, что его ответы были не вполне искренними.
При индивидуальной диагностике можно получить немало информации, проведя с респондентом дополнительные исследования. Например, можно попросить его расположить эти ценности таким образом, словно это делает идеальный в его представлении человек. Или можно предложить вариант, который даст возможность заглянуть в будущее. Например, расположить ценности так: словно это он через 5/10/15 лет.
Оценка результатов, проведенная на должном профессиональном уровне, поможет психологу сделать вывод об идеалах, иерархии целей и средств, представлениях о нормах поведения, которые служат испытуемому эталоном.









