Как тренировать смысловое чтение?

Смысловое чтение

Смысловое чтение методы и приемы подразумевает различные. Изучить их будет полезно и взрослому, и школьнику.

Начальная школа — важный этап в жизни ребенка. В это время закладываются навыки, помогающие в дальнейшем обучении: правильное и аккуратное письмо, умение сосредотачиваться и концентрировать внимание и, конечно, читать. Причем не просто читать, а уметь выделять главное в тексте. Этот навык понадобится и в старшей школе, и в университете, и на работе.

Смысловое чтение: что это?

Смысловое чтение — это такой вид речевой деятельности, при котором происходит смысловое восприятие прочитанного материала, зафиксированного графически.

Получение информации в ходе смыслового чтенияЦель его — получение письменной информации и дальнейшая ее переработка.

Процесс смыслового чтения состоит из переплетения технической и смысловой сторон. То есть, чтобы прочитать что-либо, нужно знать буквы, уметь их распознавать и соотносить со звуками, далее складывать слоги в слова, слова в предложения. На этом процесс не заканчивается — прочтенное должно быть осмыслено и использовано для достижения поставленной цели.

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмотровое, ознакомительное, изучающее и рефлексивное;
  • скоростное и не скоростное;
  • подготовленное и неподготовленное;
  • про себя и вслух;
  • домашнее и классное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Виды и приемы чтенияОзнакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

 

Смысловое чтение очень отличается от обычной передачи информации ученикам. Для этого с детьми ведется диалог, школьники комментируют прочитанное.

Методы и приемы смыслового чтения

Принято выделять 3 этапа смыслового чтения:

  1. Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.
  2. Непосредственно процесс чтения. Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп.
  3. Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д.

Обсуждение прочитанного в ходе смыслового чтенияДля обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

  1. Развитие умения анализировать задание.
  2. Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
  3. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
  4. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
  5. Опираясь на изученный материал, доказывать  свою точку зрения.
  6. Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
  7. Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
  8. Определение последовательности событий.
  9. Формулирование простых выводов после прочтения.
  10. Преобразование в таблицу.
  11. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Работа со словами

Работа со словами в ходе смыслового чтенияДля младших школьников смысловое чтение не может производиться без работы со словами.

Объяснение незнакомых слов. Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Работа с ключевыми словами. В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут.

Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде. Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанное, используя данные ключевые слова. Также записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Детям наверняка понравится проведение урока в форме викторины, когда по прочитанному материалу задаются вопросы, а команды или отдельные участники соревнуются между собой.

Смысловое чтение — важный шаг в обучении детей. Приобретенный навык поможет в дальнейшем вычленять из потока информации самое важное и нужное, отсекая второстепенное.

Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся