Тестирование социометрией в работе с детьми

Работа с детьми

Социометрия — методика, которая применяется в практике работы детских учреждений очень часто, поскольку важным аспектом деятельности педагогов является формирование отношений в юном коллективе. Основное направление использования социометрической методики — получение информации об отношениях в группе. При этом тест позволяет не только получить общую оценку состояния социальных взаимоотношений, но и выявить, между какими детьми или группами существует конфликт, есть ли в коллективе изгои, у каких детей остро проявляются проблемы в коммуникации.

Своевременное выявление существующих сложностей позволит правильно скорректировать педагогическую работу и, возможно, в корне изменить будущее ребенка.

Все мы знаем, как пагубно могут сказаться на развитии личности, формировании самооценки и характера проблемы взаимоотношений в детском коллективе, особенно в раннем возрасте.

Старт методикики

Впервые применение социометрической методики предложил Дж. Морено. Суть этого метода состояла в том, что испытуемому задается ряд вопросов о его взаимоотношениях в коллективе, например: «Кого из класса ты хочешь пригласить на день рождения» или, напротив: «С кем из своего класса ты никогда не хотел бы сидеть за одной партой».

Расчет индексов по МореноИспытуемый должен указать конкретного ребенка (по имени и фамилии). Все ответы сводятся в общую таблицу (социоматрицу), в столбцах и строках которой имена детей изучаемой группы. В итоге таблица позволяет наглядно увидеть социальные выборы детей в группе, поскольку, согласно ответам на вопросы, в социоматрице отмечается отношение каждого ребенка ко всем сверстникам по отдельности.

Организация тестирования

Особую роль в достоверности получаемых результатов играет процедура организации тестирования детей, поскольку здесь обязательно учитывать возрастные особенности. Например, работая с группой дошкольников, необходимо понимать особую сложность, которую дети могут испытать, осмысляя вопросы этого теста.

Для дошкольников лучше выбрать индивидуальную форму тестирования и дополнить словесную коммуникацию показом рисунков. Ребенку стоит предложить картинку, на которой изображена какая-то социальная ситуация, соответствующая избранной цели исследования, например празднование дня рождения или занятия в группе, обед или прогулка.

Социометрическая матрицаПосле предъявления иллюстрации исследователь выясняет степень понимания ребенком ситуации, изображенной на ней, задавая наводящие вопросы, а затем уже озвучивает непосредственно социометрический вопрос, занося выбор ребенка в бланк.

С коллективами младших и старших подростков можно работать в групповой форме, предлагая заполнить заранее подготовленные бланки, однако при взаимодействии с испытуемыми этого возраста возникают проблемы иного характера, чем с малышами. Используя групповую форму проведения теста, исследователь может получить недостоверную информацию, если группа подростков скептически воспримет цель исследования. Тогда рассчитывать на искренние ответы не придется. Поэтому очень важно правильно организовать вводную часть эксперимента, суть которой в преподнесении испытуемым цели исследования. С подростками необходимо провести предварительную беседу так, чтобы они внутренне приняли задачу проводимого опроса и испытали личную заинтересованность в получении достоверных результатов.

Обработка и расчет индексов

По завершении непосредственного опроса испытуемых исследователь получает определенное количество опросных листов. На этапе обработки результатов все полученные выборы заносятся в социоматрицу — таблицу со столбцами, содержащими имена детей, делающих выбор, и строками с именами выбираемых индивидов. Последний столбец и заключительная строка представляют собой графы суммирования.

Бланк социометрического опросаПодобная матрица сама по себе дает море информации для педагога, непосредственно взаимодействующего с детьми группы. Однако социометрия Дж. Морено позволяет использовать еще и дополнительные формулы. На основании данных социоматрицы можно рассчитать индекс групповой сплоченности, если общее количество взаимных выборов разделить на максимально возможный показатель вариантов.

Последнее рассчитывается следующим образом: общее число членов группы умножаем на само себя минус 1 ребенок. Это произведение делим на 2, получая искомую величину.

Во многих исследованиях рассчитывают индивидуальный социометрический статус каждого члена группы: из суммы полученных положительных выборов вычитают все отрицательные и делят это число на общее количество испытуемых минус 1 (то есть без учета самого ребенка, индекс на которого рассчитываем).

Зная социометрический статус, мы можем сделать вывод о том, кто из детей испытывает сложности в построении взаимоотношений в коллективе, и вовремя помочь ему, а также выявить неформальных лидеров, на которых можно опираться в работе с детским коллективом.

Проективная методика

На основе ассоциативно-эмоционального восприятия цвета построена цветовая социометрия. Ее применение оправдано в качестве дополнительной в тех ситуациях, когда требуется подтвердить данные, полученные в ходе использования других методов.

Давая ответы с применением цветовых выборов, достаточно сложно быть неискренним. С другой стороны, достоверность трактовки смысла, вкладываемого в восприятие цвета, очень невелика.

 

Использование социометрических методик в их различных сочетаниях позволяет педагогу получить максимальную информацию для того, чтобы своевременно провести корректирующую и формирующую работу с детским коллективом, помочь ребенку войти в мир социальных отношений легко и гармонично.
Оцените статью
Раскрываем загадки женского поведения, узнаём себя и совершенствуемся